Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

ГЛАВА 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 1.1. Понятие «толерантность» Толерантность представляет собой сложный и противоречивый со­ циальный феномен, смысловые и содержательные компоненты которого формировались тысячелетиями. В эпоху раннего Средневековья (V-VIII вв.) понятие «толерант­ ность» означало пассивное терпение, добровольное принятие страданий как телесных, так и душевных. Такое понимание основывалось на библей­ ском представлении о первородном грехе человека и необходимости его искупления, которое виделось богословами в безропотном перенесении всяческих лишений. Возможно, также, что идея толерантности как терпе­ ния восходит к христианской религиозной добродетели, основанной на примере, данном Иисусом Христом, принявшем на себя страдание за всё человечество. Ранняя средневековая религиозная философия содержит христианскую истину о толерантности как любви : «любите врагов ваших, благоволите ненавидящим вас, прославляйте проклинающих вас и моли­ тесь за обижающих вас» (Лк. 6: 27, 28) [4], и любви как толерантности : «любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздража­ ется, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (Коринф. 13: 4, 5) [4]. В этот период толерантность понимается как любовь, благово­ ление и милосердие Бога к человеку, человека к своему ближнему и врагу своему. В IX—XIII вв. с появлением схоластики как особого типа религиозной философии наблюдается новая тенденция в развитии феномена толерант­ ности. Схоластика как теолого-рационалистическое учение о соединении веры (религии) и разума (науки) отразила возможность диалога, толерант­ ного отношения между разными мировоззренческими позициями, что при­ вело к расширению границ понятия «толерантности». Под толерантно­ стью начинают понимать «позволение», «допущение» для существования «инакомыслия» и диалога между разными позициями, а также «сдержан­ ность» как форма аскетизма в обыденной жизни. В период Средневековья понятие «толерантность» присутствовало в основном в теоретических положениях трудов мыслителей, использова­ лось в философско-теологических дискуссиях, толерантность представля­ ла собой философско-религиозную ценность, которая имела особое значе­ ние в спорных отношениях внутри богословия, между религией и наукой. Однако в политических, военных и гражданских делах толерантность поч­ ти не проявлялась. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz