Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
- ритуальный дискурс; управленческий дискурс - потребности в обес печении социального порядка и управления социумом; - инвективный дискурс; юмористический дискурс - потребности в сня тии индивидуального и социального психологического напряжения; - аргументационный (риторический) дискурс - потребности в аргу ментации; - презентационный дискурс; педагогический дискурс - потребности в самопрезентации; - историко-культурный дискурс; педагогический дискурс - потребно сти в передаче историко-духовных и культурных ценностей [36]. В семиотике дискурсы классифицируются по нескольким направле ниям: 1) коннотативная классификация (дискурсы выделяются на основа нии их принадлежности к определённой области семиотических фактов (литература, политика, философия, религия и т.д.); 2) нарративная классификация основывается на признаке «повество- вательность», различает два типа дискурсов: нарративные (повествова тельные) и ненарративные (диалогичные); 3) направление, опирающееся на процедуру фигуративизации, делит дискурсы на фигуративные (которым принадлежат, например, тексты, на зываемые литературными и историческими) и нефигуративные, или абст рактные (к ним относятся дискурсы, где нет действующих лиц, не обозна чены конкретные пространство и время) [9]. С позиций участников общения, как уже отмечалось выше, все виды дискурса делятся на личностно- и статусно-ориентированные дискурсы Личностно-ориентированный дискурс проявляется в бытовой и бытийной сферах общения. Статусно-ориентированный дискурс может быть инсти туциональным и неинституциональным. Институциональный дискурс пред ставляет собой «специализированную клишированную разновидность об щения между людьми, которые могут не знать друг друга, но должны об щаться в соответствии с нормами данного социума» [18, с. 239-245]. С точки зрения социолингвистики дискурс - это «общение людей, рассматриваемое с позиций их принадлежности к той или иной социальной группе или применительно к той или иной типичной речеповеденческой ситуации» [Там же, с. 233]. Вслед за Н.Д. Арутюновой мы будем понимать под дискурсом «связ ный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными и другими факторами; текст, взятый в событийном ас пекте; речь, рассматриваемую как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий в когнитивных процессах» [4, с. 136-137]. Толерантный газетный дискурс, являясь разновидностью масс- медиального дискурса, имеет институциональный характер. Определим положение ТГД по отношению к масс-медиальному дискурсу. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz