Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

- текстуальный тип дискурса определяется относительно текста, его основной целью является сообщение знания или определённого эмо­ ционального состояния; - ситуационный тип дискурса используется в социальной практике, основная функция - побуждение к действию; - интерпретативный тип дискурса есть результат определения дискур­ са относительно смысла, его функция заключается в создании иде­ альных конструкций, уподобляющих окружающий мир семиотиче­ ской системе и ставящих его в отношение к человеку; - контекстуальный тип дискурса - форма внешнесоциального произ­ водства знания, которая представляет собой процедуры оперирова­ ния с контекстом, ресурсом и сферой реализации дискурса выступает контекст культуры [19]. Классификацию дискурсов в зависимости от типов потребностей че­ ловека даёт А.В.Олянич. «Как подчас переплетаются потребности человека, как они трансформируются и переходят с низкого на более высокий уро­ вень, так же трансформируется и его речь, разные типы дискурсов взаимо­ проникают друг в друга» [34, с. 51-52]. В данной работе приводитсятиполо- гизация дискурсов, в которых реализуются различные виды потребностей: - бытовой альковно-интимный дискурс - потребности в продолжении рода; - глюттонический дискурс как инструкция по добыче, обработке и приготовлению пищи - потребности в поддержании жизни (пище); - деловой дискурс; воровской дискурс - потребности в материальных благах, в первом случае деятельность по получению легальных дохо­ дов, во втором случае - по получению нетрудовых доходов; - информационный или массово-информационный дискурс; компью­ терный дискурс - потребности в информированности; - политический дискурс - потребности во власти; - религиозный (теологический) дискурс - потребности в вере; - юридический (правовой) дискурс; военный дискурс - потребности в равенстве социальных прав и в обеспечении собственной безопасно­ сти; - педагогический дискурс; научный дискурс - потребности в передаче знаний и информации; - профессиональный (манипуляторно-инструктивный) дискурс - по­ требности в передаче навыков и умений; - художественный дискурс; дискурс этикета; глюттонический дискурс как инструкции поведения за столом; фикциональный (сказочный, фантастический) дискурс - потребности эстетические; - медицинский дискурс; медико-профилактический дискурс - потреб­ ности в охране здоровья; 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz