Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
выступает одно и то же лицо, во-вторых, хотя человек и пользуется языком, он не «оставляет при этом никаких перцептивно доступных следов языко вой деятельности» [23, с. 5]. Данный дискурс изучается в большей степени в психологии, чем в лингвистике. В настоящее время большое значение приобретает так называемый электронный модус. «Современные исследо ватели говорят о появлении новых, комплексных или переходных видов дискурса - таких, как “живые журналы”, общение он-лайн, реалити-тв, особенно в связи с развитием информационных и коммуникативных техно логий, мультимедийных СМИ, лавинообразным ростом интернета» [10, с. 56]. Электронный модус имеет признаки устного и письменного дискурсов. С одной стороны, он, как и письменный дискурс, «использует графический способ фиксации информации» [23, с. 9], с другой стороны, «подобно устному дискурсу, он отличается мимолётностью и неформаль ностью» [Там же]. И.Т. Касавин предлагает классификацию дискурсов, в основу кото рой положена аналогия между дискурсом и текстом. 1. По элементам коммуникативной ситуации: - по характеру производителя и реципиента дискурса (президентская речь, медицинский совет, лекция для студентов), - по каналу передачи информации (оптический или акустический). 2. По функции и цели: - гипотаксические дискурсы характеризуются иерархией целей и под чинённостью всех промежуточных целей одной главной (обвини тельная речь в суде); - паратаксические дискурсы служат одновременно нескольким целям и являются функционально неопределёнными (телефонный разговор, радиопередача). Дискурсу свойственны когнитивная, аксиологическая и прагматиче ская функции: он способен сообщать знания, влиять на эмоциональное со стояние, побуждать к действию. Основной целью дискурса является коор динация деятельности людей в обществе, а средствами достижения этой цели выступают изменения ментальных состояний реципиента: его знания, оценок и ценностей, волевых импульсов. 3. По содержанию и дистанцированию: - во времени: предваряющий (прогноз погоды), одновременный (спор тивный репортаж), последующий (обзор событий); - в пространстве (рассказ о путешествии, нотация автоинспектора). 4. По степени общности: - генерализирующий - инструкция, ритуальная клятва; - сингулярный - рассказ о себе, отчёт о работе, признание в любви. 5. Методологическая типология дискурсов (относительно соотно шения текста, контекста и смысла): 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz