Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

Второй аспект исследования дискурса связан с классификацией типов дискурса и выделением этих отдельных типов. Формулу «речь, погружён­ ная в жизнь» понимают обычно как указание на связь разных типов дискур­ са с реально протекающей деятельностью людей. Изучая типы дискурса в указанном отношении, исследователи, конечно, изучают тексты, но сами тек­ сты начинают трактоваться как источники сведений, выходящих за пределы собственно языкового их содержания, - источники данных об особых мен­ тальных мирах. Для восприятия текстов нужно «погружение» в этот осо­ бый ментальный мир, для чего адресаты речи либо должны извлечь из сво­ ей памяти нечто об особенностях такого «возможного мира», либо отчасти строить его по мере ознакомления с поступающим к нему речевым потоком. «Третьим аспектом в проведении дискурсивных исследований оказы­ вается попытка описания отдельно взятых дискурсов - политического, публицистического, философского, научного и т.п.» [27, с. 17-21]. Актуальным в современной лингвистике является выделение типов дискурса и их классификация. В отечественной лингвистике существуют несколько основных подходов к группировке дискурсов: - прагмалингвистический подход, основанный на приоритетности кон­ текстуальных и ситуативных характеристик дискурса (А.Н. Баранов, В.И. Карасик, И.В. Пешков); - диалогический подход, базирующийся на диалоге как основной фор­ ме функционирования дискурса (А.К. Соловьёва, Н.И. Теплицкая, Т.И. Олейник, JI.C. Маркина, В.Г. Борботько, Е.В. Падучева, Т.М. Дрид- зе, M.JI. Макаров); - культурологический подход, рассматривающий в качестве основы общения коммуникативную компетенцию (Ю.А. Сорокин, Е.М. Ве­ рещагин, Е.П. Сеничкина, В.Г. Гак). Дискурсы по модусу (каналу передачи информации) презентации де­ лятся на устные и письменные. Это разграничение проводится на основа­ нии таких параметров, как «канал высказывания (просодика, паралингвис­ тика), статус (высокий, низкий), участники коммуникации (степень инте­ рактивности, общие основания, близость в пространстве и времени), текстуальность (тип, скорость, длительность продуцирования), цели (соци­ альные, информативные)» [40, с. 19-20]. Кроме устного и письменного модусов, выделяются также жестовый и мысленный. Жесты сопровожда­ ют устную речь, тесно с ней интегрированы, поэтому в этом случае выде­ лять жесты в отдельный модус было бы неправомерным. Но существует особый вид использования жестов - язык глухих людей. В нём «визуаль­ ный канал, очевидно, является единственным, поэтому при таком способе взаимодействия говорить об устном модусе было бы довольно странно, учитывая этимологию слова устный» [23, с. 5]. При мысленном модусе че­ ловек создаёт внутренний дискурс, имеющий свои особенности. Во- первых, в процессе внутреннего дискурса в роли говорящего и адресата 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz