Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

находятся в отношении диалектического взаимодействия. На этом основа­ нии дискурс трактуется как форма общественной практики» [45, с. 109]. Дискурс с точки зрения социолингвистического подхода к его изуче­ нию подробно рассматривается в трудах В.И. Карасика. Исследователь раз­ личает личностно-ориентированный и статусно-ориентированный дискурс. В ситуации личностно-ориентированного дискурса участники общения хо­ рошо знают друг друга, между ними устанавливаются искренние, откры­ тые, доверительные отношения. Личностно-ориентированный (персональ­ ный) дискурс представлен двумя основными разновидностями - бытовым (обиходным) и бытийным дискурсами. Специфика бытового дискурса со­ стоит в стремлении максимально сжать передаваемую информацию, выйти на особый сокращённый код общения, когда люди понимают друг друга с полуслова, коммуникативная ситуация самоочевидна, и поэтому актуаль­ ной является лишь многообразная оценочно-модальная эмоциональная квалификация происходящего. Бытийный дискурс предназначен для нахо­ ждения и переживания существенных смыслов. Здесь речь идёт не об оче­ видных вещах, а о художественном и философском постижении мира. Статусно-ориентированный дискурс представляет собой институцио­ нальное общение, то есть речевое взаимодействие представителей соци­ альных групп или институтов друг с другом, с людьми, реализующими свои статусно-ролевые возможности в рамках сложившихся общественных институтов [18]. Статусно-ориентированный дискурс может носить институциональ­ ный и неинституциональный характер, в зависимости от того, какие обще­ ственные институты функционируют в обществе в конкретный историче­ ский промежуток времени. В.И. Карасик выделяет применительно к со­ временному социуму научный, массово-информационный, политический, религиозный, педагогический, медицинский, военный, юридический, ди­ пломатический, деловой, рекламный, спортивный и другие виды институ­ ционального дискурса. «С позиций социолингвистики, то есть с учётом то­ го, кто и в каких обстоятельствах принимает участие в общении, можно выделить столько типов дискурса, сколько выделяется типизируемых лич­ ностей и соответствующих обстоятельств, поэтому данный список может дополняться и изменяться» [Там же, с. 235]. Е.С. Кубрякова выделяет три аспекта изучения дискурса. Первый аспект - связь дискурса с коммуникацией, с реальным рече­ вым общением и интеракциональным характером последнего. В понятии дискурса отражаются не только его прямая связь с реальными речевыми потоками, но и их стиль, их направленность на решение определённых со­ циальных проблем и их участие в социальной интеракции людей, откуда следует акцент на интенциональность самого речевого потока и его моде­ лирование под прямым воздействием этого фактора. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz