Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
находятся в отношении диалектического взаимодействия. На этом основа нии дискурс трактуется как форма общественной практики» [45, с. 109]. Дискурс с точки зрения социолингвистического подхода к его изуче нию подробно рассматривается в трудах В.И. Карасика. Исследователь раз личает личностно-ориентированный и статусно-ориентированный дискурс. В ситуации личностно-ориентированного дискурса участники общения хо рошо знают друг друга, между ними устанавливаются искренние, откры тые, доверительные отношения. Личностно-ориентированный (персональ ный) дискурс представлен двумя основными разновидностями - бытовым (обиходным) и бытийным дискурсами. Специфика бытового дискурса со стоит в стремлении максимально сжать передаваемую информацию, выйти на особый сокращённый код общения, когда люди понимают друг друга с полуслова, коммуникативная ситуация самоочевидна, и поэтому актуаль ной является лишь многообразная оценочно-модальная эмоциональная квалификация происходящего. Бытийный дискурс предназначен для нахо ждения и переживания существенных смыслов. Здесь речь идёт не об оче видных вещах, а о художественном и философском постижении мира. Статусно-ориентированный дискурс представляет собой институцио нальное общение, то есть речевое взаимодействие представителей соци альных групп или институтов друг с другом, с людьми, реализующими свои статусно-ролевые возможности в рамках сложившихся общественных институтов [18]. Статусно-ориентированный дискурс может носить институциональ ный и неинституциональный характер, в зависимости от того, какие обще ственные институты функционируют в обществе в конкретный историче ский промежуток времени. В.И. Карасик выделяет применительно к со временному социуму научный, массово-информационный, политический, религиозный, педагогический, медицинский, военный, юридический, ди пломатический, деловой, рекламный, спортивный и другие виды институ ционального дискурса. «С позиций социолингвистики, то есть с учётом то го, кто и в каких обстоятельствах принимает участие в общении, можно выделить столько типов дискурса, сколько выделяется типизируемых лич ностей и соответствующих обстоятельств, поэтому данный список может дополняться и изменяться» [Там же, с. 235]. Е.С. Кубрякова выделяет три аспекта изучения дискурса. Первый аспект - связь дискурса с коммуникацией, с реальным рече вым общением и интеракциональным характером последнего. В понятии дискурса отражаются не только его прямая связь с реальными речевыми потоками, но и их стиль, их направленность на решение определённых со циальных проблем и их участие в социальной интеракции людей, откуда следует акцент на интенциональность самого речевого потока и его моде лирование под прямым воздействием этого фактора. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz