Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

коммуникации между людьми, характеризуемого, как и каждый акт комму­ никации, участниками коммуникации, условиями её осуществления и её целями» [28, с. 525]. Таким образом, современные исследователи определяют дискурс и как текст в ситуации общения, и как неотъемлемую часть коммуникации между людьми. По мнению Т.В. Милевской, «обе точки зрения не исклю­ чают, а, скорее, дополняют друг друга, так как когнитивные процессы не безразличны к прагматическим параметрам коммуникативной ситуации. Важно то, что в рамках дискурсивного подхода утверждается отношение к языку не только как к важнейшему инструменту категоризации мира, но и как к важнейшему средству выражения и отражения когнитивной деятель­ ности человека» [32, с. 11]. Н.Д. Арутюнова и Е.С. Кубрякова по-разному понимают цель дис­ курса. При когнитивном подходе акцент делается на связи явления с мен­ тальной деятельностью человеческого сознания, при коммуникативном подходе изучаемое явление становится важной частью процесса общения людей. «Описать явление с когнитивной точки зрения - значит охарактери­ зовать его роль в процессах познания мира, в фиксации структур знания и опыта, в актах восприятия и осмысления окружающей человека среды. Описать явление с коммуникативной точки зрения» - значит выполнить «анализ вербального поведения людей, анализ тех задач, которые решают­ ся человеком по мере осуществления им речевых актов» [28, с. 519]. Дискурс может исследоваться с различных точек зрения: коммуника­ тивной, психо-, социо- и лингвокультурологической. Они не только не ис­ ключают друг друга, но, напротив, нередко дополняют. Кроме названных выше подходов к изучению дискурса, существует ещё социолингвистический подход, сущность которого заключается том, что, во-первых, текст изучается в контексте и, во-вторых, и текст и ситуа­ ция, его порождающая, изучаются в равной степени. «В процессе форми­ рования дискурса создаётся общий контекст, описывающий действующие лица, объекты, обстоятельства, поступки и т.д. Дискурс определяется виде­ нием мира, общим для автора создаваемого текста/текстов и его/их интер­ претаторов» [45, с. 109]. Такая концепция дискурса положена в основу следующей модели: 1) анализируемый текст; 2) участники коммуникации; 3) описание конкретной ситуации общения; 4) описание общественного института, в котором происходит данное коммуникативное действие; 5) характеристика общества, частью которого является данный ин­ ститут, место данного института в истории общества. Из этой модели следует, что «дискурс формирует общество и, в свою очередь, формируется им, то есть названные социокультурные феномены 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz