Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

Итак, дискурс представляет собой сложное коммуникативное явле­ ние - текст в сочетании с прагматическими и социолингвистическими ас­ пектами, термин «дискурс» многозначен. В лингвистике выделяют два направления исследования дискурсов - коммуникативно-дискурсивный и когнитивно-дискурсивный. В основе данного противопоставления подходов к дискурсу лежит различие между семантикой и прагматикой знака. Под семантикой дискурса в этом случае понимается «совокупность интенций и пропозициональных установок в общении», а под прагматикой —«способы выражения соответствующих ин­ тенций и установок» [18, с. 23]. В большинстве работ отечественных и зарубежных учёных дискурс понимается как целостное речевое произведение в многообразии его ког­ нитивно-коммуникативных функций. Коммуникативно-дискурсивный подход (концепция Н.Д. Арутюно­ вой) предполагает понимание дискурса как речевой практики, то есть ин­ терактивной деятельности участников общения, направленной на установ­ ление и поддержание контакта, эмоциональный и информационный обмен. Лингвистические интерпретации этого термина направлены на уточнение традиционных понятий речи, текста и диалога. Когнитивно-дискурсивный подход (концепция Е.С. Кубряковой, О.В. Александровой) представляет собой «особую интеграцию двух веду­ щих парадигм современности - когнитивной и коммуникативной, их ра­ циональный синтез» [28, с. 519-531]. В соответствии с таким подходом каждая языковая единица или языковая категория строится как бы на пере­ сечении требований когниции и коммуникации, ибо должна оптимальным образом удовлетворять требованиям по своей форме и своему содержанию. С одной стороны, Е.С. Кубрякова, О.В. Александрова исходят из понима­ ния дискурса как «речи, погружённой в жизнь» (Н.Д. Арутюнова), факти­ чески, признавая у дискурса наличие языкового аспекта, тесно взаимодей­ ствующего с социально-культурологическими параметрами: условиями места и времени осуществления дискурса, его типом, стоящими перед го­ ворящими социальными задачами и т.п. В силу этого при исследовании дискурса важен не только реальный параметр времени протекания собы­ тия, но и весь набор прагматических факторов, с точки зрения которого это событие может быть охарактеризовано. С другой стороны, исследователи считают, что дискурс - это «прежде всего событие когнитивное, то есть имеющее дело с передачей знаний или же оперированием знаниями в оп­ ределённых целях (с использованием готовых знаний или же созданием новых) и т.д.» [Там же]. В рамках этого подхода дискурсом считается такая «форма использования языка в реальном (текущем) времени (on-line), ко­ торая отражает определённый тип социальной активности человека, созда­ ётся в целях конструирования особого мира (или его образа) с помощью его детального языкового описания и является в целом частью процесса 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz