Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
общей теме, при этом «содержание (тема) дискурса раскрывается не одним отдельным текстом, но интертекстуально, в комплексном взаимодействии многих отдельных текстов» [49, с. 147]. Оба подхода взаимно дополняют друг друга и в «практике лингвистического анализа дискурса и репрезен тирующих его текстов следует учитывать их оба» [Там же]. В.Е. Черняв ская делает вывод: «В зависимости от исследовательских задач дискурс в одном случае обозначает отдельное конкретное коммуникативное событие, в другом, - подразумевает интегративную совокупность определённых коммуникативных актов, результатом которого является содержательно тематическая общность многих текстов» [Там же, с. 148]. А.Н. Баранов также понимает под дискурсом «массив текстов, по свящённых конкретной проблематике» [5, с. 2]. Таким образом, тема явля ется одним из важных дискурсообразующих параметров, условием ста бильности дискурса, позволяющим его дифференцировать. Общепризнанным определением дискурса считается определение, данное Н.Д. Арутюновой, которая понимает дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультур ными и другими факторами»; как «текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемую как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий в когнитивных процессах, речь, погружённую в жизнь» [4, с. 136-137]. В данном определении дискурс понимается как рече вая практика, направленная на понимание участниками коммуникации смысла контекста и тех условий, в которых создаётся текст с определёнными языковыми единицами. Н.Ф. Алефиренко также рассматривает дискурс как сложное коммуникативное явление, включающее в себя, кроме текста, ещё и внеязыковую информацию. В ведении дискурса находятся и коммуника ция, и прагматические ситуации. Своим коммуникативным планом он об ращён к когнитивному состоянию коммуникантов, а прагматическим - к ре чевому употреблению. Тем самым теория дискурса открывает возможность моделировать типовые коммуникативные ситуации и «сценарии» репрезен тации знаний в тексте. Таким образом, во взаимодействии высказывания, ре чевого акта и дискурса обнаруживается определенная сопряжённость. Дис курс-это речемыслительное пространство, в котором наряду с речевыми вы сказываниями сосуществуют внеязыковые категории (знание мира, события, мнения, ценностные установки). Одновременно он является сложной сис темой знаний, которые «формируются и выражаются посредством знаков языка и речи - номинативных, релятивных, символических и образных средств создания художественного текста» [2, с. 17]. Подобную точку зре ния разделяют В.В. Петров, Ю.Н. Караулов, которые понимают под дискур сом «коммуникативное событие, заключающееся во взаимодействии участ ников коммуникации, посредством вербальных текстов и/или других знако вых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультур ных условиях общения» [20, с. 8]. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz