Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

общей теме, при этом «содержание (тема) дискурса раскрывается не одним отдельным текстом, но интертекстуально, в комплексном взаимодействии многих отдельных текстов» [49, с. 147]. Оба подхода взаимно дополняют друг друга и в «практике лингвистического анализа дискурса и репрезен­ тирующих его текстов следует учитывать их оба» [Там же]. В.Е. Черняв­ ская делает вывод: «В зависимости от исследовательских задач дискурс в одном случае обозначает отдельное конкретное коммуникативное событие, в другом, - подразумевает интегративную совокупность определённых коммуникативных актов, результатом которого является содержательно­ тематическая общность многих текстов» [Там же, с. 148]. А.Н. Баранов также понимает под дискурсом «массив текстов, по­ свящённых конкретной проблематике» [5, с. 2]. Таким образом, тема явля­ ется одним из важных дискурсообразующих параметров, условием ста­ бильности дискурса, позволяющим его дифференцировать. Общепризнанным определением дискурса считается определение, данное Н.Д. Арутюновой, которая понимает дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультур­ ными и другими факторами»; как «текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемую как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий в когнитивных процессах, речь, погружённую в жизнь» [4, с. 136-137]. В данном определении дискурс понимается как рече­ вая практика, направленная на понимание участниками коммуникации смысла контекста и тех условий, в которых создаётся текст с определёнными языковыми единицами. Н.Ф. Алефиренко также рассматривает дискурс как сложное коммуникативное явление, включающее в себя, кроме текста, ещё и внеязыковую информацию. В ведении дискурса находятся и коммуника­ ция, и прагматические ситуации. Своим коммуникативным планом он об­ ращён к когнитивному состоянию коммуникантов, а прагматическим - к ре­ чевому употреблению. Тем самым теория дискурса открывает возможность моделировать типовые коммуникативные ситуации и «сценарии» репрезен­ тации знаний в тексте. Таким образом, во взаимодействии высказывания, ре­ чевого акта и дискурса обнаруживается определенная сопряжённость. Дис­ курс-это речемыслительное пространство, в котором наряду с речевыми вы­ сказываниями сосуществуют внеязыковые категории (знание мира, события, мнения, ценностные установки). Одновременно он является сложной сис­ темой знаний, которые «формируются и выражаются посредством знаков языка и речи - номинативных, релятивных, символических и образных средств создания художественного текста» [2, с. 17]. Подобную точку зре­ ния разделяют В.В. Петров, Ю.Н. Караулов, которые понимают под дискур­ сом «коммуникативное событие, заключающееся во взаимодействии участ­ ников коммуникации, посредством вербальных текстов и/или других знако­ вых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультур­ ных условиях общения» [20, с. 8]. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz