Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

ГЛАВА 2. ТОЛЕРАНТНЫЙ ГАЗЕТНЫЙ ДИСКУРС КАК ВИД ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 2.1. Понятие «дискурс» в современной науке 2.1.1. Подходы к изучению дискурса Изучение дискурса началось в 60-70-е гг. XX в. Это было связано с возросшим интересом учёных к макросемантическим исследованиям, в цен­ тре внимания которых оказались единицы, «выходящие за пределы при­ вычных синтаксических образований - предложения и словосочетания» [26, с. 21]. Изучение этих единиц, больших, чем предложение, и не уклады­ вающихся в понятие «текст», стало невозможным с точки зрения теории тек­ ста, поэтому «решение этой проблемы возлагалось на дискурсивный ана­ лиз» [2, с. 14]. Кроме «стремления вывести синтаксис за пределы предло­ жения» [4, с. 136-137], возникли и другие тенденции в лингвистике, послу­ жившие причиной возросшего интереса учёных в середине XX в. к дис­ курсивным исследованиям. Среди них разработка прагматики речи, подход к речи как к социальному действию, интерес к речевому употреблению и субъективный аспект речи, интеграция гуманитарных исследований. Даль­ нейшее развитие этих тенденций в лингвистике способствовало становле­ нию и развитию теории дискурса, дискурс-анализа, который в настоящее время является междисциплинарной областью знания. Кроме лингвистики, дискурсом занимаются смежные социально-гуманитарные науки: социоло­ гия, психология, философия, история, культурология, литературоведение. Этот факт говорит об интегративном характере такого явления, как дискурс. Одним из первых термин «дискурс» в научную дискуссию ввёл французский учёный Э. Бенвенист. В 50-60-е гг. XX в. Э. Бенвенист рабо­ тал над теорией высказывания, широко применяя термин «дискурс» при изучении связной речи. Под этим термином он понимал «речевое произве­ дение, которое возникает каждый раз, когда мы говорим» [7, с. 312]. В отечественной лингвистике того времени существовало близкое к определению Э. Бенвениста понимание дискурса как «связной последова­ тельности предложений или речевых актов» [20, с. 6]. Впоследствии дис­ курс стал рассматриваться уже как «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы - знания о мире, мнения, установки, цели адресата, - необходимые для понимания текста» [Там же]. Большой вклад в этом направлении внёс Т. ван Дейк. Он считал, что дискурс нельзя рассматривать только как изолированную тек­ стовую или диалогическую структуру, поэтому под дискурсом Т. ван Дейк понимал «сложное коммуникативное явление, включающее в себя социаль­ ный контекст, который даёт представление об участниках коммуникации и 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz