Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
ГЛАВА 2. ТОЛЕРАНТНЫЙ ГАЗЕТНЫЙ ДИСКУРС КАК ВИД ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 2.1. Понятие «дискурс» в современной науке 2.1.1. Подходы к изучению дискурса Изучение дискурса началось в 60-70-е гг. XX в. Это было связано с возросшим интересом учёных к макросемантическим исследованиям, в цен тре внимания которых оказались единицы, «выходящие за пределы при вычных синтаксических образований - предложения и словосочетания» [26, с. 21]. Изучение этих единиц, больших, чем предложение, и не уклады вающихся в понятие «текст», стало невозможным с точки зрения теории тек ста, поэтому «решение этой проблемы возлагалось на дискурсивный ана лиз» [2, с. 14]. Кроме «стремления вывести синтаксис за пределы предло жения» [4, с. 136-137], возникли и другие тенденции в лингвистике, послу жившие причиной возросшего интереса учёных в середине XX в. к дис курсивным исследованиям. Среди них разработка прагматики речи, подход к речи как к социальному действию, интерес к речевому употреблению и субъективный аспект речи, интеграция гуманитарных исследований. Даль нейшее развитие этих тенденций в лингвистике способствовало становле нию и развитию теории дискурса, дискурс-анализа, который в настоящее время является междисциплинарной областью знания. Кроме лингвистики, дискурсом занимаются смежные социально-гуманитарные науки: социоло гия, психология, философия, история, культурология, литературоведение. Этот факт говорит об интегративном характере такого явления, как дискурс. Одним из первых термин «дискурс» в научную дискуссию ввёл французский учёный Э. Бенвенист. В 50-60-е гг. XX в. Э. Бенвенист рабо тал над теорией высказывания, широко применяя термин «дискурс» при изучении связной речи. Под этим термином он понимал «речевое произве дение, которое возникает каждый раз, когда мы говорим» [7, с. 312]. В отечественной лингвистике того времени существовало близкое к определению Э. Бенвениста понимание дискурса как «связной последова тельности предложений или речевых актов» [20, с. 6]. Впоследствии дис курс стал рассматриваться уже как «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы - знания о мире, мнения, установки, цели адресата, - необходимые для понимания текста» [Там же]. Большой вклад в этом направлении внёс Т. ван Дейк. Он считал, что дискурс нельзя рассматривать только как изолированную тек стовую или диалогическую структуру, поэтому под дискурсом Т. ван Дейк понимал «сложное коммуникативное явление, включающее в себя социаль ный контекст, который даёт представление об участниках коммуникации и 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz