Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
- географическая (непредвзятость к жителям небольших провинци альных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот) [28, с. 102-103]. Д.В. Зиновьев выделяет ещё один из видов толерантности - социокуль турную толерантность. Он считает, что «социокультурная толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культур ной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Социокультурная толерантность является признаком уверен ности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, призна ком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [16, с. 59]. В.В. Бойко даёт определение коммуникативной толерантности как ха рактеристики отношения личности к людям, показывающей степень пере носимости ею неприятных или неприемлемых, по её мнению, психических состояний, качеств и поступков партнёров по взаимодействию [5, с. 21]. Ком муникативная толерантность как черта человека собирательна. В ней нахо дят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Особенности коммуника тивной толерантности могут свидетельствовать о способности к самокон тролю и самокоррекции. Люди, обладающие высоким уровнем коммуника тивной толерантности, уравновешены, совместимы с различными людьми. Из-за этих достоинств создаётся психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения «синергического эффекта», что способствует формированию толерантного пространства образовательного учреждения. Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек не видит ярких различий между подструктурами своей лич ности и личности партнёра, либо не испытывает негативных эмоций по по воду различий. В.В. Бойко выделяет следующие подструктуры личности: - интеллектуальная - передаёт принципы понимания окружающей действительности, стереотипы осмысления проблем, идей ситуаций и т.п. Человек демонстрирует определённую степень нетерпимости к интеллектуальному своеобразию другого; - ценностно-ориентационная —это мировоззрение конкретного челове ка, его цели, интересы и оценки происходящего. Оценивая всё только со своей позиции, человек проявляет коммуникативную нетерпи мость, что приводит к раздражению и неприятию ценностей визави; - этическая - выражает нравственные нормы человека. Проявляется включение таких этических понятий, как совесть, долг, зло, добро, справедливость, несправедливость; - эстетическая —это область вкусов и чувств, особенности восприятия красивого и безобразного, возвышенного и низменного; 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz