Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

нии пагубному воздействию социума; 6) гибкость - умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять реше­ ние, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией; 7) уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия; 8) самообла­ дание - владение собой, управление эмоциями, поступками; 9) вариатив­ ность - многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений; 10) перцепция - уме­ ние подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир; 11) эмпатия - сопереживание проблемам других людей, эмоциональная оценка событий; 12) чувство юмора - ироническое отно­ шение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться над собой; 13) синтонность - созвучность, настроенность на волну другого человека, лёгкое вхождение с ним в контакт; 14) ассертив- ность - умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других [28, с. 94]. Указанные характеристики личности в межличностных и межнациональных отношениях дополняют друг друга и в целом способствуют реализации толерантной культуры, под которой понимается уважительное отношение к чужому мнению, лояль­ ность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к понима­ нию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного и межнацио­ нального взаимодействия. Е.А. Пугачёва отмечает, что толерантность является целостным обра­ зованием, и выделяет следующие компоненты в её структуре. 1. Самооценка-формирование в сознании личности адекватной оцен­ ки (своих возможностей и места среди других) на основе статусных отно­ шений, признаваемых всеми членами группы норм поведения. Объективно данный компонент выражается в том, как человек оценивает возможность и результаты деятельности других (например, принижает их при завышен­ ной самооценке). В целом, данный компонент позволяет человеку опреде­ лить своё место в системе межличностных отношений и достичь уверен­ ности в своей позиции. Самооценка в структуре толерантности обеспечи­ вает функцию устойчивости субъекта в социуме. 2. Самосознание - наличие у личности целей и мотивов, побуждаю­ щих реально проявлять толерантность в межличностных отношениях, че­ рез которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Данный компо­ нент обеспечивает реализацию побуждающей функции толерантности. 3. Саморегуляция - положительное, эмоционально-устойчивое от­ ношение в совместной деятельности и общении между индивидами. Толе­ рантность имеет тесную связь с волевыми свойствами личности. В разви­ тии и социализации личности саморегуляция проявляется как адаптацион­ ная функция и заключается в умении владеть в различных ситуациях свои­ ми чувствами и настроениями, сдерживать непосредственные побуждения, 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz