Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

2) эмоциональную - относительно устойчивые чувства человека к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке (эмоционально­ ценностные отношения к людям, чужому мнению, этническим вопросам, своим связям, чувствам); 3) деятельностную - предрасположенность к тому или иному типу социального поведения, основой которого является понимание, сотрудни­ чество; общая направленность деятельности человека относительно объек­ тов и явлений социальной значимости, выстраивание путей достижения жизненных планов [2, с. 74-85]. В дополнение к вышесказанному Н.Г. Маркова выделяет следующие подсистемы, которые позволяют глубже раскрыть характеристики личности: 1) перцептивную - восприятие, непосредственное отражение объек­ тивной действительности согласно субъективного миропонимания, интере­ сов, желаний, ощущений; позволяет личности оценить взаимодействие с деловым партнёром; 2) мотивационную - способность к познанию, изменению состояния и отношения личности в связи с конкретными побуждениями, причинами, что способствует личности действовать, совершать эффективное взаимо­ действие; 3) эмпатичную - способность эмоционально отзываться на пережи­ вания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их мысли, чувства; 4) аттрактивную - установка на другого человека, обусловливает ин­ терес людей друг к другу, в соответствии с этой установкой индивид во­ влекается в совместную деятельность; 5) социокультурную - способность человека свободно ориентиро­ ваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в се­ мье, в быту, на работе [28, с. 91]. Все указанные компоненты находятся во взаимосвязи, взаимодейст­ вии и взаимозависимости и формируют толерантную личность, которой свойственны следующие качества: 1) гуманность, предполагающая внима­ ние к самобытному внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных, межнациональных отношений, отказ от ме­ тодов принуждения и форм подавления достоинства человека; 2) рефлек­ сивность - глубокое знание личностных особенностей, достоинств и не­ достатков, установления их соответствия толерантному миропониманию; 3) свобода, выражающаяся в дисциплине и долге, не приемлющая насильственных предписаний и запретов, способная привести к верным за­ конам, авторитет которых - гарантия их реализации в жизни; 4) ответст­ венность - проявление внутренней силы в ситуации принятия решения, его качественного выполнения на основе вариативного подхода и системы личных требований; 5) защищённость - гарантия понимания и поддержки, ощущение безопасности и объединение с другими людьми в противостоя­ 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz