Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

вое понимание мира, названы терпимость, а также уважение к человече­ ской жизни, свобода, справедливость, солидарность, права человека и ра­ венство между мужчинами и женщинами». В «Декларации о культуре ми­ ра» даётся установка на содействие «глобальному движению в направле­ нии скорейшего перехода от культуры насилия и войны к культуре мира и ненасилия в новом тысячелетии» [21, с. 179-180]. Эти документы отража­ ют представление о толерантности как о нравственной ценности наряду с терпимостью, уважением, свободой, справедливостью, солидарностью, ра­ венством и т.д. Перечисленные слова в данном контексте являются сино­ нимами толерантности, хотя в лингвистических и энциклопедических сло­ варях русского языка лексема «толерантность» имеет, как правило, значе­ ния «терпимость», «снисходительность» к чему-либо, кому-либо. По вер­ ному замечанию Е.С. Суминой, «...русский язык, не имеющий исконного слова для обозначения концепта, в основе которого лежал бы феномен то­ лерантности, тем не менее, выработал систему средств, предназначенных для представления ментально ценностных содержательных составляющих такого концепта» [43, с. 72]. Толерантность, как ценность, базируется не на противостоянии, а на сосуществовании с «иным», не на отрицании, а на признании «другого», не на безропотной терпеливости к насилию, а на его преодолении [21, с. 180]. Толерантность выступает не только как нравственное качество, но и как требование общества признания различных форм самовыражения и прояв­ ления человеческой индивидуальности, многообразия культурных разли­ чий в их единстве, это должно проявляется в уважении к «инаковости» и мирном сосуществовании культурных, социально-политических, научных и религиозных различий. Все эти смыслообразующие компоненты толе­ рантности раскрывают её значимость и ценность как для отдельного инди­ вида, так и для всего человеческого сообщества как ценностно-прагматиче­ ского феномена культурно-цивилизационной реальности [13, с. 242]. Границы толерантности, по мнению отечественного лингвиста О.М. Михайловой, неопределённы и расплывчаты, так как концепт толе­ рантность в русском языковом сознании только начинает складываться [31, с. 15]. Слово толерантность в современном русском языковом созна­ нии многозначно. Оно понимается как 1) высокое душевное качество, спо­ собность личности без внутренней агрессии воспринимать другого, имею­ щего иные/противоположные ценностные установки; 2) терпимое, лояль­ ное отношение к другому, сознательно признающее право его существова­ ния; терпимое отношение к убеждениям, мнениям и верованиям другого; 3) поведение человека в ситуации конфликта, подчинённое стремлению достичь взаимного понимания и согласования разных установок, не прибе­ гая к насилию, к подавлению человеческого достоинства, а используя гу­ манитарные возможности. Такое понимание позволяет определить толе­ рантность, во-первых, как психологический феномен (душевное качество); 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz