Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
венно значимые для него события. P.P. Валитова рассматривает толерант ность как «моральную добродетель личность, характеризующую её отно шение к Другому как свободной равнодостойной личности, которое состо ит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызван ного его определёнными свойствами как внешними (расовые, националь ные особенности), так и внутренними (исповедуемая религия, чтимые тра диции, нравственные предпочтения), настроенности на диалог и понима ние Другого, отказе от привилегий первого лица, признании и уважении его права на отличие» [8, с. 116]. Таким образом, феномен «толерантности» является предметом изу чения философских, этических, психологических и других наук, что гово рит о его важности для современного общества. 1.2. Аксиологические основы и границы толерантности Проблематикой ценностей занимается наука аксиология. Под ценно стью понимается «нечто, имеющее для человека большую значимость», от вечающее его актуальным потребностям, идеалам, личностным смыслам [35]. Различают моральные, познавательные (научные), эстетические, юри дические, политические, мировоззренческие (философские), религиозные, экономические, экологические ценности. В последнее время выделяют но вый тип ценностей - ценности гуманизма. Для гуманистического сознания важным их критерием является наличие гуманности и их способность со четаться с человечностью людей, поэтому общей чертой гуманистических ценностей является обретение ими своего статуса в результате их оценки по критерию «человечность или античеловечность». Все соответствующее или не противоречащее критерию человечности становится ценностью гума низма как мировоззрения и образа жизни [22, с. 6-7]. Среди моральных цен ностей гуманизма одно из главных мест отводится терпимости (толерантно сти). Взгляд на терпимость или толерантность как на ценность обусловлен, по мнению, Е.Ю. Клепцовой, рядом причин. Среди них признание принци пов терпения, смирения, терпимости в различных религиозных учениях. Подобная позиция поддерживается различными философско-этическими учениями прошлого и настоящего, например, концепцией непротивления злу насилием JI.H. Толстого, этикой смирения как миропонимания А. Швейце ра, философией терпимости как активной формой взаимодействия Н.К. Ре риха, русской православной философией веротерпимости и т.д. [22, с. 8]. А.С. Капто отмечает тот факт, что аксиологический (ценностный) подход к толерантности в последнее время приобретает всё большее значе ние. Так, «на международной конференции “Мир в умах людей” (Ямусук ро, 1989 г.) универсальными ценностями, на базе которых формируется но 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz