Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

венно значимые для него события. P.P. Валитова рассматривает толерант­ ность как «моральную добродетель личность, характеризующую её отно­ шение к Другому как свободной равнодостойной личности, которое состо­ ит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызван­ ного его определёнными свойствами как внешними (расовые, националь­ ные особенности), так и внутренними (исповедуемая религия, чтимые тра­ диции, нравственные предпочтения), настроенности на диалог и понима­ ние Другого, отказе от привилегий первого лица, признании и уважении его права на отличие» [8, с. 116]. Таким образом, феномен «толерантности» является предметом изу­ чения философских, этических, психологических и других наук, что гово­ рит о его важности для современного общества. 1.2. Аксиологические основы и границы толерантности Проблематикой ценностей занимается наука аксиология. Под ценно­ стью понимается «нечто, имеющее для человека большую значимость», от­ вечающее его актуальным потребностям, идеалам, личностным смыслам [35]. Различают моральные, познавательные (научные), эстетические, юри­ дические, политические, мировоззренческие (философские), религиозные, экономические, экологические ценности. В последнее время выделяют но­ вый тип ценностей - ценности гуманизма. Для гуманистического сознания важным их критерием является наличие гуманности и их способность со­ четаться с человечностью людей, поэтому общей чертой гуманистических ценностей является обретение ими своего статуса в результате их оценки по критерию «человечность или античеловечность». Все соответствующее или не противоречащее критерию человечности становится ценностью гума­ низма как мировоззрения и образа жизни [22, с. 6-7]. Среди моральных цен­ ностей гуманизма одно из главных мест отводится терпимости (толерантно­ сти). Взгляд на терпимость или толерантность как на ценность обусловлен, по мнению, Е.Ю. Клепцовой, рядом причин. Среди них признание принци­ пов терпения, смирения, терпимости в различных религиозных учениях. Подобная позиция поддерживается различными философско-этическими учениями прошлого и настоящего, например, концепцией непротивления злу насилием JI.H. Толстого, этикой смирения как миропонимания А. Швейце­ ра, философией терпимости как активной формой взаимодействия Н.К. Ре­ риха, русской православной философией веротерпимости и т.д. [22, с. 8]. А.С. Капто отмечает тот факт, что аксиологический (ценностный) подход к толерантности в последнее время приобретает всё большее значе­ ние. Так, «на международной конференции “Мир в умах людей” (Ямусук­ ро, 1989 г.) универсальными ценностями, на базе которых формируется но­ 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz