Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

моценности инакомыслия, понимания того, что иные взгляды, другой образ жизни имеют право на существование и имеют определённую значимость, то есть принимается существование различий, которые представляют ин­ терес и заслуживают внимание [24, с. 14-18]. Последний вариант видится наиболее оптимальным в современном мире. Следуя логике данной модели, толерантность раскрывается не как пассивное принятие «другого» (хотя и не исключает этого), а как активный поиск точек соприкосновения с эти «другим» инакомыслием, предпола­ гающий диалог и глубинное взаимодействие разных позиций, желание по­ нять иную точку зрения; другой образ жизни, культурные традиции для обогащения своего жизненного опыта и возможно взаимоизменения пози­ ций субъектов по общению. Отсюда, по утверждению Л.М. Дробижевой, толерантность предполагает заинтересованное отношение к «другому», уважение к его мнению, готовность понять «другого» и осуществлять взаимодействие [13, с. 244]. Отечественный философ В.А. Петрицкий выделяет следующую ие­ рархию определений толерантности: 1) толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначальную негативную оценку вкусов, поступков, стиля поведения, образа жизни, иной культуры; 2) толерантность есть признание права на существование иных вку­ сов, поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от моих, и ши­ ре, иной культуры; 3) при вычленении социально-нравственно-позитивных элементов типичных ситуаций толерантного поведения как процесса, толерантность есть внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно­ понимающем сопереживании [33, с. 139-151]. Толерантность как психологический феномен имеет достаточно ко­ роткую историю изучения в отечественных исследованиях, так как в отече­ ственной психологии толерантность не изучалась в должной степени. Объ­ ясняется это господствующей тоталитарной идеологией, предполагающей нетерпимость как необходимый элемент классовой борьбы. В последнее десятилетие, в связи с изменением социально-политической жизни в стра­ не, наблюдается востребованность исследований по различным проблемам толерантности, терпимости (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, А.М. Кондаков и др.). А.Г. Асмолова и Г.У. Солдатовой [21 ] определяют толерантность как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, при­ знание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, веро­ ваний, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преоб­ ладанию какой-то одной точки зрения. Терпимость как предмет этического осмысления, согласно представ­ лениям А.В. Зимбули [15, с. 23-27], - это проявление нравственным субъ­ ектом сдержанности в ситуации, когда он негативно реагирует на нравст­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz