Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

ьиинстве заполняют те вакансии, которые местному населению кажутся непривлекательными»1. Лексемы «переселенец» и «иностранец» используются в журналист­ ских материалах газет «Мурманский Вестник» и «Вечерний Мурманск» с целью создать положительное отношение к этим группам людей. Исследование особенностей толерантного газетного дискурса прово­ дилось методом количественного контент-анализа, полученные данные обрабатывались в статистическом пакете анализа данных SPSS. Контент- аналитическая методика является наиболее эффективной методикой для рассмотрения особенностей дискурса, связанных с освещением в СМИ оп­ ределенной тематики (в данном случае толерантности). Анализ проходил в несколько этапов: 1. Был ограничен временной интервал протяженностью с 1 января 2013 г. по 30 апреля 2015 г. Данный интервал был выделен с целью отсле­ дить динамику употребления ключевых слов по теме «Толерантность» в период перед Крымским конфликтом (2013 г.), в период самого конфликта (2014 г.) и в период выхода из конфликта (2015 г.). 2. Для проведения дальнейшего анализа были отобраны 250 медиа­ текстов (161 журналистский материал из газеты «Мурманский Вестник» и 89- и з газеты «Вечерний Мурманск») на основании их заголовков и содер­ жания, использующих следующие ключевые слова: толерантность, сотруд­ ничество, взаимодействие, отношения, связи, диалог, переговоры, контак­ ты, мир, взаимоотношения, единство, союз, согласие, содружество, друж­ ба, поддержка, партнерство, интеграция, объединение, помощь, соглаше­ ние, взаимопонимание, общность, сближение, договор, содействие, консо­ лидация, солидарность, взаимовлияние, взаимосвязь, терпимость, уваже­ ние, доверие, понимание, многоязычный, многоконфессиональный, поли­ этнический, интернациональный, антирасистский, антитеррористический, иммигрант, переселенец, иностранец. 3. На основании изучения медиатекстов, объединенных общей темой «Толерантность», были определены единицы анализа и выделены сле­ дующие переменные: • жанр материала (заметка, интервью, коореспонденция, репортаж, комментарий, статья, рецензия, обозрение, очерк, фельетон, памфлет); • содержание материала (производство и экономика, социально- экономические проблемы, культура, социальная сфера, нравствен­ ность, идеология и образ жизни, политика); • характер материала в целом (позитивный, негативный или критиче­ ский, нейтральный, материал смешанного типа, трудно определить); • газета («Вечерний Мурманск», «Мурманский Вестник»); 1 Меньшикова О. Миграционный акцент Молочного // Мурманский Вестник. —2013. — № 1 6 8 .- С . 2. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz