Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

Мурманск — дом родной, здесь наши дети родились. И вообще чего нам всем делить? Наши отцы и деды - русские, нерусские, бок о бок здесь вое­ вали и не делили друг друга по национальностям. Все мы россияне (В. Олигер. Зачем делить? Давайте делиться!); - Мы выросли среди созвез­ дия культур разных народов, — говорит председатель правления нацио­ нально-культурной автономии украинцев Мурманской области Наталья Литвиненко-Орлова. - Нам дороги те песни, те стихи и то братолюбие, о котором в свое время молил Бога великий поэт украинского народа Тарас Шевченко. Думаю, что наш вечер явил собой настоящий праздник добра и взаимопонимания. Во всяком случае, мы к этому стремились (В. Татур. Праздник хлеба и добра). Благодаря актуализации семы «вместе, сообща» авторы в текстах с индикатором мы находят форму представления коллек­ тивного образа повествователя ( автор - герой - члены Центра националь­ ных культур -участники праздника - все жители города). Индикатор они имеет в медиатекстах актуализированный семантиче­ ский компонент, который не противопоставлен я - м ы , а напротив, имеет общий смысловой элемент: наши, но не мы. Ср.: На праздничном концерте в ноябре надеюсь услышать их всех, предвкушаю удовольствие, которое получат зрители (Г. Дворецкая. В слове «мы» - сто тысяч «я»); И уходили зрители домой после концерта с потеплевшим сердцем: братья и сестры живы, они здесь, они - рядом (3. Боровая. «Берегите друзей»). Конкрети- заторы всех, здесь - рядом позволяют усилить ощущение близости, единст­ ва группы я - мы - они. В текстах, посвященных «саамскому вопросу», индикатор они имеет другое значение. В отличие от они, указывающего на членов других нацио- нально-культурных автономий, они, указывающее на коренное население - саами, подразумевает некую отстраненность субъекта повествования от его объекта. См. пример: Жить с природой в согласии —это уже не пожела­ ние, а условие дальнейшего существования. Кто не знает свалившихся на нас бед! Век россиян короче, чем у других народов, смертность давно пре­ вышает рождаемость, больных детей с каждым годом все больше... Зна­ ют —все, но этого мало. Чтобы остановить процесс вырождения, надо сердцем почувствовать. Острее переживают деградацию природной среды малочисленные коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (их 30 в России, об­ щей численностью 200 тысяч человек). Оторванные от традиционного образа жизни и в большинстве не сумевшие вписаться в нынешние реалии, доведенные этим до сильнейшего социального стресса, их представители живут лет на 20 меньше среднестатистического россиянина и почти вдвое —чем обитатели развитых стран. Да они и по-прежнему ближе к природе, потому что особо чувствуют наступающую беду (В. Кондратьев. Идем на встречу с чистыми ручьями). Противопоставленность двух частей данного текста формируется не только антонимичными смысловыми 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz