Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

Ключевые слова региональных текстов содержат в себе огромный положительный оценочный потенциал. Кроме этого, способами создания требуемой оценки высказывания в анализируемых материалах явилось прямое употребление слова-символа оценки - хорошо или его синонима - неплохо'. Нас много —разных, так это же хорошо! Сила в многообразии, в единстве этого многообразия (Г. Дворецкая. Возьмемся за руки, друзья); По своей службе я объехал много мест, но нигде мне не было так хорошо, как в Мурманске (Э. Билевская. Дружба народов как лекарство против экс­ тремизма); К сожалению, среди татарской молодежи очень мало людей тянется к религии, —говорит Сагидулла Хасанович. Много приходит мо­ лодых узбеков, таджиков, дагестанцев, живущих здесь, и это тоже хо­ рошо. Религия плохому не учит (И. Голенищев. Не только «хомо», но и «са- пиенс»); Мы стараемся дружить со многими национальными диаспорами, а также с другими религиозными конфессиями. Видимо, есть во мне на­ циональная жилка. Кроме душевной теплоты хочется отметить и хоро­ шую организацию (Л. Буткова. Шалом, сябры); У меня русская жена, но за годы нашего брака она так прониклась чувашскими традициями, что да­ же выучила язык и на бытовом уровне вполне неплохо может общаться (Э. Билевская. Дружба народов как лекарство против экстремизма). Применение оценки плохо в анализируемых текстах единично: Пе­ чально, что представители малочисленного народа - в России сегодня живут немногим более двух тысяч саамов —с таким трудом находят об­ щий язык и друг с другом, и с представителями властей (О. Зайцева. Центр коренных народов стал яблоком раздора?). Употребление оценочной лексики в исследуемых текстах также созда­ ет положительный образ региона. Субъектами оценки при этом являются абстрактные понятия и конкретные предметы: судьба (интересная), потен­ циал (уникальный), начинания (замечательные), мероприятия (яркие), кон­ церт (хороший), выставка (замечательная), праздник (необычный), атмо­ сфера (благоприятная), впечатления (незабываемые), песня (зажигатель­ ная, задорная), город (удивительный), северный край (гостеприимный), граждане (активные и неравнодушные), люди (хорошие, приветливые, доброжелательные, открытые), девушки (очаровательные). Пример отрица­ тельной оценочной лексики единичен (бездарные политиканы), причем эта оценка дана журналистом 3. Боровой не региональным политикам, а руко­ водству страны во времена распада Советского Союза. Примерами открытой оценки являются, по Е.Д. Богодуховой, случаи внедрения фактологической информации в концептуальную (см. об этом: Богуславская 2008: 39—40), напр.: Что символично, ведь все мы живем на российской земле (Г. Дворецкая. Пятнадцать раз - здравствуйте!); А, дейст­ вительно, чего нам делить? Гораздо лучше делиться: исконной мудростью своего народа, секретами национальных ремесел, песнями, хлебом (В. Олигер. Зачем делить? Давайте делиться!); Потому что деятельность 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz