Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

ров. Как пишет 3. Боровая в статье «Берегите друзей», «в залах Дома офи­ церов периодически проходят дни, вечера разных диаспор. Причем хозяева торжества неизменно приглашают на свой вечер представителей других национальных сообществ. Там поют родные песни: литовские, белорус­ ские, украинские, русские, еврейские и т.д. Танцуют национальные танцы, угощают национальными кушаньями... Короче - дружат». Ключевое слово дружба расширяет в анализируемых журналистских материалах свои сочетаемостные возможности: в статьях отмечен окказио­ нальный вариант Мурманская дружба (название гимна Центра националь­ ных культур, сочиненного членами национально-культурной автономии «Белорусы Мурманской области» И. Грецкой и JI. Рыжиковой). Центральным семантическим компонентом ключевого слова дружба является актуализированный в региональных медиатекстах элемент едине­ ние. Ср.: Нас все же объединяют одни истоки культур и языков (Г. Дворец­ кая. Нам не жить друг без друга), Пусть не возникают границы хотя бы в душах (3. Боровая. Делиться хлебом и песнями). Воплощением такого еди­ нения журналисты видят Дом дружбы, фестивали дружбы, праздник мира, спорта и дружбы народов, смешанные семьи. Заголовки статей свидетель­ ствуют о текстообразующих свойствах этого элемента и о его значимости в семантической структуре ключевого слова ( Татары и чуваши сплотили мурманчан; Хорошо бы всем объединиться; В слове «мы» —сто тысяч «я»; Нам не жить друг без друга; Возьмемся за руки, друзья; Консолидация на благо региона). Значимость семантического компонента единение на­ столько велика, что в анализируемом материале встретились две статьи с одинаковым названием «Мы разные, но все же мы едины», написанные разными журналистами (Г. Дворецкой и 3. Аристовой) и опубликованной в разных газетах («Мурманский вестник» и «Вечерний Мурманск»), Периферийными семантическими компонентами ключевого слова дружба являются актуализированные в этих же текстах элементы взаимо­ понимание, уважение, толерантность. Они эксплицируются в сочетаемо­ стных связях слов ( атмосфера дружбы и понимания, атмосфера дружбы и любви, праздник добра и взаимопонимания, уважение к культуре), реали­ зуют свой грамматический потенциал в словообразовательной активности (Мурманск —удивительный город с толерантными устоями; Наболевший вопрос последнего времени: как одолеть рост экстремистских настроений в обществе и научиться быть толерантными друг к другу?; «У этого го­ рода есть большое и процветающее будущее, - уверены все участники фестиваля, - а такие мероприятия, как фестиваль “Дружбы народов ” учат людей разных национальностей толерантности и участливому от­ ношению друг к другу»; И участники относятся очень уважительно друг к другу; Но сначала надо, чтобы дело сдвинулось и люди поверили, что они что-то могут, находят понимание; Здесь живут люди 120 национально­ стей, и взаимопонимание гораздо лучше, чем в других регионах). 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz