Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
сывается жизнь этнических меньшинств области, в целом позитивен : пред ставители разных культур «считают мурманский край родным» (О. Ба бушкина), «гостеприимным северным краем» (С. Суровцев), на свете, по их мнению, «нет другого такого уголка, где люди так дружелюбно ужива лись бы друг с другом, как здесь» (Э. Билевская). Критика в адрес офици альных органов единична: «Этот год, кстати, объявлен годом Украины в России. Вот только большого внимания к себе автономный центр не ощу тил. Лишь в последнее время (в 2002 г. - О.К), по признанию Натальи Ор ловой (руководителя Украинского автономного культурного центра в Мур манске. — О.И.), власти повернулись к нему лицом. Лицом этим оказалась начальник отдела по связям с общественными и религиозными объедине ниями правительство области Светлана Паршкова» (отрывок из статьи Г. Дворецкой «Козацькому роду - нема переводу»). Чаще всего журналисты пересказывают слова представителей национально-культурных автономий, где отмечается уникальность Мурманска как места встречи разных куль тур, Так, напр., в журналистском материале Г. Дворецкой «В слове “мы” - сто тысяч “я”» читаем: «Вообще в адрес Мурманска, который радушно и гостеприимно привечает все нации, было сказано в этот день немало те плых слов. И даже по-восточному цветастых. Так, исполнительный ди ректор местной религиозной организации “Союз армян России ” Овсеп Ка- косян признал, что Мурманск в этом отношении —райское место, за что честь и хвала всем северянам. И губернаторам других областей он бы по советовал брать пример с Мурманской». В отличие от других этнических меньшинств для саами Кольская земля - земля предков, родина. Символичен в этом плане заголовок статьи В. Шубина — «Меньшинства оказались в большинстве». Действительно, образ меньшинства для кольских саами неудачен: меньшинство по количе ству, этот народ является полноправным хозяином этой территории по пра ву своего рождения. Региональная пресса активно поддерживает интерес читателей к традициям истинных «владельцев» Кольской земли (А. Козло ва. Саамский костер; Н. Гречина. Новоселье в «чуме»; Р. Нуреев. «Чумо вая» суббота в Ловозере; Ж. Соколова. Как живется в куаксе?), к людям этого северного края (В. Кондратьев. Будут все при деле, краше станет ел- ле), их современной жизни (Н. Гречина. Вслед за оленями - по звездам). Но не меньше места в региональной прессе занимают публикации о так на зываемом «саамском вопросе». Возможности для занятий традиционными промыслами (оленеводство, овцеводство), пользования природными ресур сами обсуждаются на региональном, федеральном и международном уров нях (статьи Т. Абрамовой «Аборигены всех стран, объединяйтесь!»; П. Болычева «Водопровод не для саамов?»; О. Зайцевой «Центр коренных народов стал яблоком раздора?»; Е. Ильиной «Коренные народности и «пристяжные» проблемы» и «И чем не понравились кольские оленеводы?»; В. Кондратьева «Идем на встречу с чистыми ручьями»). Акцентирование 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz