Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

сывается жизнь этнических меньшинств области, в целом позитивен : пред­ ставители разных культур «считают мурманский край родным» (О. Ба­ бушкина), «гостеприимным северным краем» (С. Суровцев), на свете, по их мнению, «нет другого такого уголка, где люди так дружелюбно ужива­ лись бы друг с другом, как здесь» (Э. Билевская). Критика в адрес офици­ альных органов единична: «Этот год, кстати, объявлен годом Украины в России. Вот только большого внимания к себе автономный центр не ощу­ тил. Лишь в последнее время (в 2002 г. - О.К), по признанию Натальи Ор­ ловой (руководителя Украинского автономного культурного центра в Мур­ манске. — О.И.), власти повернулись к нему лицом. Лицом этим оказалась начальник отдела по связям с общественными и религиозными объедине­ ниями правительство области Светлана Паршкова» (отрывок из статьи Г. Дворецкой «Козацькому роду - нема переводу»). Чаще всего журналисты пересказывают слова представителей национально-культурных автономий, где отмечается уникальность Мурманска как места встречи разных куль­ тур, Так, напр., в журналистском материале Г. Дворецкой «В слове “мы” - сто тысяч “я”» читаем: «Вообще в адрес Мурманска, который радушно и гостеприимно привечает все нации, было сказано в этот день немало те­ плых слов. И даже по-восточному цветастых. Так, исполнительный ди­ ректор местной религиозной организации “Союз армян России ” Овсеп Ка- косян признал, что Мурманск в этом отношении —райское место, за что честь и хвала всем северянам. И губернаторам других областей он бы по­ советовал брать пример с Мурманской». В отличие от других этнических меньшинств для саами Кольская земля - земля предков, родина. Символичен в этом плане заголовок статьи В. Шубина — «Меньшинства оказались в большинстве». Действительно, образ меньшинства для кольских саами неудачен: меньшинство по количе­ ству, этот народ является полноправным хозяином этой территории по пра­ ву своего рождения. Региональная пресса активно поддерживает интерес читателей к традициям истинных «владельцев» Кольской земли (А. Козло­ ва. Саамский костер; Н. Гречина. Новоселье в «чуме»; Р. Нуреев. «Чумо­ вая» суббота в Ловозере; Ж. Соколова. Как живется в куаксе?), к людям этого северного края (В. Кондратьев. Будут все при деле, краше станет ел- ле), их современной жизни (Н. Гречина. Вслед за оленями - по звездам). Но не меньше места в региональной прессе занимают публикации о так на­ зываемом «саамском вопросе». Возможности для занятий традиционными промыслами (оленеводство, овцеводство), пользования природными ресур­ сами обсуждаются на региональном, федеральном и международном уров­ нях (статьи Т. Абрамовой «Аборигены всех стран, объединяйтесь!»; П. Болычева «Водопровод не для саамов?»; О. Зайцевой «Центр коренных народов стал яблоком раздора?»; Е. Ильиной «Коренные народности и «пристяжные» проблемы» и «И чем не понравились кольские оленеводы?»; В. Кондратьева «Идем на встречу с чистыми ручьями»). Акцентирование 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz