Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
объединиться; Нам не жить друг без друга; Будут все при деле, краше станет елле; Зачем делить? Давайте делиться /; рекламная (заглавия рек ламного типа участвуют в создании читательского ожидания, ожидания- прогноза) (68%), напр.: Подарки от святого Николауса; И чем не понрави лись кольские оленеводы?; Гульжихан - цветок мира; Кто-то пишет, а кто-то строит. Как известно, заголовок современных газетных текстов ориентирован на усиление смысловой напряженности. Он становится оценочным, экс прессивным, рекламным; информирует, прогнозируя и настраивая на опре деленное восприятие газетного материала. Это в полной степени проде монстрировало исследование заголовков региональных журналистских ма териалов по теме. Авторы стараются привлечь внимание своих земляков, подчас удивляя и даже озадачивая читателей, используя иноязычные вкра пления («Ты у менэ едина, тильки ты, повирь...»; Шалом, сябры; Как жи вется в куаксе?; Гуртом, но не батьку бить; Козацькому роду —нема пере воду) и языковую игру, в частности использование прецедентных текстов (.В слове «мы» - сто тысяч «я»; Возьмемся за руки, друзья). Позицию жур налистов демонстрируют заголовки статей, содержащие основную идею национальной региональной политики - единство всех национальностей на мурманской земле ( Национальность —мурманчане; Все мы - северяне; Близкая далекая Осетия; Дружба согрела сердца). Несколько навязчивое обозначение политики Правительства Мурманской области в таких заголо вочных текстах зависит от уровня журналистского мастерства, но их сте пень влияния на формирование установки толерантного отношения, чувст ва единения безусловна. Для газетного публицистического стиля, задачей которого является воздействие на массовое сознание, такая «прямота» не обходима. Анализ результатов использования статистического метода позволил дать характеристику единиц счета в данном исследовании. Абсолютная частотность лексем национальный, национальность, интернациональный, многонациональный; культура, культурный; фестиваль, праздник; обще ство, народ, народный в анализируемых текстах свидетельствует не только о тематической ориентации журналистских материалов, но и об их опреде ленной идеологической установке. Оценочной лексики в числе частотных слов анализируемых материалов не обнаружено, за исключением слова ра зумный. Относительная частотность лексем хата, песня, дом, хлеб объяс няется содержанием статей. Употребление слова дружба особенно часто встречается в сочетании Дом дружбы, о котором давно мечтают предста вители национально-культурных автономий Мурманской области. Таким образом, анализ единиц контекста и единиц счета в рамках данного исследования региональных медиатекстов показал, что в целом тематическое разнообразие ограничено описанием фактов официальных встреч и традиционных фестивалей культур. Общий фон, на котором опи 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz