Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

объединиться; Нам не жить друг без друга; Будут все при деле, краше станет елле; Зачем делить? Давайте делиться /; рекламная (заглавия рек­ ламного типа участвуют в создании читательского ожидания, ожидания- прогноза) (68%), напр.: Подарки от святого Николауса; И чем не понрави­ лись кольские оленеводы?; Гульжихан - цветок мира; Кто-то пишет, а кто-то строит. Как известно, заголовок современных газетных текстов ориентирован на усиление смысловой напряженности. Он становится оценочным, экс­ прессивным, рекламным; информирует, прогнозируя и настраивая на опре­ деленное восприятие газетного материала. Это в полной степени проде­ монстрировало исследование заголовков региональных журналистских ма­ териалов по теме. Авторы стараются привлечь внимание своих земляков, подчас удивляя и даже озадачивая читателей, используя иноязычные вкра­ пления («Ты у менэ едина, тильки ты, повирь...»; Шалом, сябры; Как жи­ вется в куаксе?; Гуртом, но не батьку бить; Козацькому роду —нема пере­ воду) и языковую игру, в частности использование прецедентных текстов (.В слове «мы» - сто тысяч «я»; Возьмемся за руки, друзья). Позицию жур­ налистов демонстрируют заголовки статей, содержащие основную идею национальной региональной политики - единство всех национальностей на мурманской земле ( Национальность —мурманчане; Все мы - северяне; Близкая далекая Осетия; Дружба согрела сердца). Несколько навязчивое обозначение политики Правительства Мурманской области в таких заголо­ вочных текстах зависит от уровня журналистского мастерства, но их сте­ пень влияния на формирование установки толерантного отношения, чувст­ ва единения безусловна. Для газетного публицистического стиля, задачей которого является воздействие на массовое сознание, такая «прямота» не­ обходима. Анализ результатов использования статистического метода позволил дать характеристику единиц счета в данном исследовании. Абсолютная частотность лексем национальный, национальность, интернациональный, многонациональный; культура, культурный; фестиваль, праздник; обще­ ство, народ, народный в анализируемых текстах свидетельствует не только о тематической ориентации журналистских материалов, но и об их опреде­ ленной идеологической установке. Оценочной лексики в числе частотных слов анализируемых материалов не обнаружено, за исключением слова ра ­ зумный. Относительная частотность лексем хата, песня, дом, хлеб объяс­ няется содержанием статей. Употребление слова дружба особенно часто встречается в сочетании Дом дружбы, о котором давно мечтают предста­ вители национально-культурных автономий Мурманской области. Таким образом, анализ единиц контекста и единиц счета в рамках данного исследования региональных медиатекстов показал, что в целом тематическое разнообразие ограничено описанием фактов официальных встреч и традиционных фестивалей культур. Общий фон, на котором опи­ 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz