Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

стскому материалу более позитивным, степень доверия к автору публикации возрастает за счет эмоциональных факторов. Ощущение себя в чужом доме как в своем создает чувство единения с представителями иного этноса, а значит, чувство общего дома для всех живущих на Кольском полуострове. Понятие общество как основа концептуальной схемы произведения за счет создания синонимического ряда ( общество - организация - объединение - диаспора), сочетаемостных связей ( культурное общество), противопоставленных системных рядов ( общества создаются и распада­ ются) и ассоциативно связанных элементов ( общество - на виду у всего Мурманска —многообразие форм - много родственного) актуализирует в сознании читателя журналистских материалов семантические компоненты «единство» и «многообразие». Идея многообразия форм «жизни» на Кольской земле реализуется и в текстах, в которых представлен концептуальный элемент терпимость. В таких текстах понятие терпимость также реализуется в сопоставимых {дружба диаспор —Мурманск' как образцовый город) и противопоставлен­ ных рядах {национальная неприязнь - дружба), в ассоциативных связях {легко уживаются —исторически тесно соседствовали —стараемся дру­ жить - поддерживаем хорошие связи). Некий нравоучительный характер таких текстов, представленный глагольными формами стараемся, под­ держиваем, воспитывает чувство толерантности у читателя, необходимо­ сти воспринимать чужую культуру как данное, заставлять себя сдержи­ ваться в проявлении негативных чувств, контролировать свое поведение. Органичным элементом такого воспитания читателя является появле­ ние на страницах региональной прессы концептуального элемента культу­ ра. Понятие культура в исследовательских рамках данной работы реализо­ вано в сочетаемостных связях (с определениями - традиционная, народ­ ная), в синонимических отношениях {культура - творчество) и родовидо­ вых отношениях {комитет по культуре и искусству —музеи - выставки - фестивали —концерты - Дом народного творчества - творческие коллек­ тивы). Мозаичность понятия, многообразие форм проявления народной культуры не сводит ее восприятие к ощущению раздробленности элемен­ тов, а, наоборот, актуализирует семантические компонент «единство в мно­ гообразии». Таким «цементирующим» компонентом выступает в анализируемых региональных медиатекстах и понятие хлеб. Индикатором данного понятия в журналистских материалах выступают лексические проявления его соче­ таемостных связей (хлеб национальный, черный, вкусный, ароматный). В контексте русской культуры (Хлеб всему голова) данное понятие приобре­ тает особое символическое значение и способствует воспитанию чувства единства, похожести {хлеб всему голова не только в русской культуре). Таким образом, рассмотрение понятий, составляющих концептуаль­ ную схему исследования, и их индикаторов - слов и словосочетаний, сис­ 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz