Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
сти Грузии, 1 апреля, праздник пива, праздник урожая) и элементы празд нования (костюмы, танцы, блюда, песни, игры, выставки, разноязыкая речь, концерт, поздравления, портреты, элементы бытовой культуры, ан самбли, гимн, фильмы, стихи) как родовидовые связи; культурное насле дие, национальный колорит, звезды и созвездия - как ассоциативные свя зи. Сочетаемость слова праздник с лексемами очередной, совместный, на циональный актуализирует в сознании читателя семантические компоненты «регулярность», «общность» и «принадлежность нации». Соединение этих компонентов чрезвычайно важно для формирования установки на эт ническую толерантность. Понятие «дружба» представлено в анализируемых региональных медиаматериалах в контексте сопоставленных ( дружба - милосердие - по нимание — любовь — толерантность) и противопоставленных рядов (i дружба - экстремистские настроения). Кроме того, индикатором поня тия «дружба» является сочетание Дом дружбы, имеющий в текстах мета форическое обозначение памятник Национальностям (см.: Н. Чечёткина. Кто-то пишет, а кто-то строит). Семантический компонент «единство» как один из элементов понятия «дружба» в статье Н. Чечёткиной «Кто-то пи шет, а кто-то строит» реализуется в намеренном алогизме «люблю свой язык, культуру и народ, но и Россию». Актуализация понятия традиция в региональных медиатекстах об ращает читателей к национальному элементу - национальной культуре, старинным обрядам, национальному костюму, песне на родном языке, на циональной еде, национальным танцам, т.е. возвращает человека к его кор ням. Противопоставление элементов в индикаторах « эта и та страна», «нынешний дом и родная земля» подчас создает семантические казусы ти па того, что найден нами в статье Г. Дворецкой «Козацькому роду нема пе реводу»: «граница, пролегшая между нынешним домом и родной землей , сделала любовь к той земле острее» (к какой той стране? Мурманску или Украине?). Ассоциативный ряд проснувшееся самосознание —бесконечная любовь к этнической родине позволяет авторам текстов, актуализирующих концептуальную схему традиция, выявить устойчивое чувство родины у представителей инокультур, которое, однако, не культивируется регио нальными журналистами, а используется ими, чтобы подчеркнуть уваже ние к другой культуре и воспитать это уважение у читателей. Понятие дом в региональных медиатекстах многогранно: оно пред ставлено компонентами украинский дом (хата), смешанная семья, город (г. Мурманск), россияне, выстраиваемыми в ассоциативный ряд семья - дом - город - страна. Родовидовые связи реализуются в статье А. Ермо ленко «Украинская хата всегда рада гостям» в элементах обитатели хаты - участники ансамбля —традиции и обычаи в крестьянской семье - обста новка хаты. Обращение журналистов к «человеческому» компоненту дела ет восприятие родного дома более субъективным, а отношение к журнали 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz