Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.
дующие два типа текста — с т и м у л и р у ю щ и й и к о н с т а т и - р у ющи й . Эти тексты различаются по с п о с о б у а к г у а л и - з а ц и и культурной информации. С т и м у л и р у ющ и й текст активизирует поиск признаков реа лии. См. пример: Китайская бесполая пехора на грубом собачьем меху, синяя, как все рабоче-китайское, да кроличья шапка-ушанка дополнили новую картину, и теперь на улице к ней обращались «молодой человек» (Улицкая, 34). Текст стимулирует вопрос: Поче му к девушке в шапке-ушанке в с е стали обращаться как к мужчи не? Стимулирующий текст может быть проанализирован с точки зрения того, к а к и е п р и з н а к и р е а л и и стимулируются в нем и к ак стимулируется поиск этих признаков. Как показал анализ, в стимулирующем тексте может быть актуа лизирован только с т р а н о в е д ч е с к и ц е н н ы й признак,т. е. обязательный/необязательный и типичный. Так, о б я з а т е л ь н ы й признак стимулируется к поиску сле дующим текстом: Разжечь буржуйку тоже было непросто. Дол жен вам сказать, даже в самые темные времена язычества не со вершалось таких великих жертвоприношений огню, как в начале двадцатых годов, — в ход шли редкие книги, мебель из красного дерева, картины вместе с подрамниками, стропила крыш, за боры, двери, панели карельской березы, паркет — все, что только попадалось под руку (Полянская, Ч. В., 51). Содержание текста сти мулирует вопрос: Почему буржуйку топили редкими книгами, ме белью из красного дерева, картинами и т. д.? Согласно толковым словарям, буржуйка — это металлическая печка-времянка (БТС, МАС, РСМС, СОШ). Ср. примеры: Внутри КПП было дымно и жарко. Самодельная буржуйка гудела возле окна. На конфорке шипела закопченная кастрюля (Кржишталович, 144). В примерах актуализирован обязательный признак реалии, кото рый не раскрывает во всей полноте «лексический фон» слова, а зна чит, не способствует пониманию текста И. Полянской. Это позво ляет сделать содержащийся в словарях комментарий типа: печь, ка кими пользовались в годы топливного кризиса (ТСУ) и буржуйки появились в быту в годы Гражданской войны (1918-1921) и получи ли широкое распространение в годы Великой Отечественной вои 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz