Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.

ни дворца, присели и выпили из горлышка бутылку рублевой кисля­ тины “Ркацители ”, после чего Гена проголосовал проезжавшему мимо такси». Для правильного восприятия замысла автора надо представлять себе, что такое современная русская свадьба. И. Д. Успенская предлагает следующий комментарий, разбирая пример из рассказа В. Шукшина «Осень» («...Тут подъехала свадь­ ба...Такая — нынешняя: на легковых, с лентами, с шарами»)'. «В настоящее время существует такой обычай: молодые едут ре­ гистрировать брак на легковых автомобилях, украшенных лентами, шарами и т. п. Встретив такую машину или ряд машин, сразу пони­ маешь, что “едет свадьба”» (Успенская 1986: 155). К этому следует добавить краткое описание обрядовых услуг в загсе (марш Мен­ дельсона, речь работника загса, поздравление молодым и шампан­ ское), хотя эти компонен ты представлены в самом тексте. То же происходит и с обрядом похорон. Не зная, что русские по­ минают на могилах и как они это делают, а на похороны пожилые люди готовят себе смертное, т. е. одежду и обувь, в которой они хотят быть похороненными, а также ткань для оформления гроба, трудно понять тексты, подобные следующим: — А-а-а...Я же ее в экспедицию к себе устроил, — сказал он морщась. Достал из сумки бутылку водки, пару соленых огурцов, луковицу и хлеб. — Прими-ка...А она...вон видишь чего...опять...Я ей говорил: смотри, от тебя зависит! Ну, помянем (Волос, 75); И так горько стало В., так больно, что он в тоске душевной всю бутылку незаметно выпил, налив предварительно в специально по­ ставленную напротив рюмку своему так неожиданно ушедшему товарищу (кусок черного хлеба сверху), рядом с его фотографией (лихо заломленная кепка, усы, дерзкий взгляд) (Шкловский, ПК., 14); Вот и мать наша собирается будто навсегда. Этот узелок у нее с больничной одеждой. <...> Другой узел серьезнее — «смерт­ ный». «Начнете искать...А здесь все готовое: нижнее, верхнее, платок, чирики». И еще один узел похоронный: красная материя на гроб, черный креп, полотенца, на каких гроб нести, платки, какие раздавать, — все как положено (Екимов, 4). Особо актуально уточнение атрибутов обряда, когда они стано­ вятся «ложными друзьями», т. е. совпадают в фактах, которые при­ надлежат подчас противоположным проявлениям этнического опы­ та (скорбь от потери близкого человека — радость от рождения но­ 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz