Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.

получится идеализированный носитель. Второе трудно вычле­ няемо, но реально, хотя не исключен и элемент субъективизма Одним из способов выявления р е а л ь н ы х з н а н и й среднего носителя языка может быть опрос и данные ассоциативных экспе­ риментов. В список слов-стимулов РАС, например, из имен собст­ венных включены: Австралия, Айболит, Азия, Алладин, Алек­ сандр, Алиса, Америка, Амур, Андрей, Аника, Ариадна, Арктика, Африка, Байкал, Байконур, Нарви, Бастилия, Беларусь, Беляев, Бе­ сы, Библия, Бим, Бисмарк, Бог, Богородица, Борис, Брежнев, Бура- тино, Маня, Вася, Ватсон, Неликая отечественная война, Вели­ кий Новгород, Венера, ВЛКСМ, Война и мир, Вторая мировая война, Гагарин, Гена, Германия, Гете, Гончаров, Горбачев, Гре­ ция, Гулаг, 1 ’ЭС, Джомояунга, Динамо, Днепр, Дон Жуан, Дон Ки­ хот, Достоевский, Дуся, Евразия, Европа, Ельцин, Знаменский, Иван, Иванов, Изергиль, Иисус, Италия, Калашников, Карама­ зовы, Карлсон, Каспаров, КГБ, Кобзон, КПСС, Красин, Крылов, Лебединое озеро, Лена, Ленин, Ленинград, Леонтьев, Лермонтов, Ломоносов, Магомет, Мазай, Максим, Максимыч, Мальвина, Марго, Мария, Маркс, Марс, Маша, МГУ, Медведев, Мертвые ду­ ши, Миша, Мономах, Москва, Моська, Наполеон, Незнайка, НИИ, Никулин, НЛО, Новгород, Новый год, Нью-Йорк, Ныотон, Октябрьская революция, Омск, Отцы и дети, папа Карло, Петр, Петр I, Плюшкин, ПТУ, Пушкин, Разии, Рим, Россия, Русь, Руби­ кон, Санкт-Петербург, Сибирь, СНГ, Советский Союз, Сократ, СПИД, СССР, Сталин, США, Стеш, Толстой, Фаустус, Федя, Хоттабыч, Христос , Чайковский, Чернобыль, Чернышевский, Чехов, ЧП, Шиллер, Штирлиц, Щелкунчик, Эверест, ЭВМ, Эйн­ штейн, Юпитер, Юрий, Ява, Япония Примерно половину из них (выделенные слова) можно отнести к культурно-коннотированной лексике, а значит, включить в объем р е а л ь н ы х ф о н о в ы х с т р а н о в е д ч е с к и х з н а н и й . Вопрос, что з н а е т и что д о л ж е н знать средний носитель языка, особенно активно ставится при обсуждении отбора корпуса прецедентных текстов: должны ли это быть хрестоматийные тек­ сты или тексты распространенные, но не включенные в программу общеобразовательной школы В связи с этим справедливо заме­ чание о том, что не вполне ясно, какие тексты «хорошо известны 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz