Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.
получится идеализированный носитель. Второе трудно вычле няемо, но реально, хотя не исключен и элемент субъективизма Одним из способов выявления р е а л ь н ы х з н а н и й среднего носителя языка может быть опрос и данные ассоциативных экспе риментов. В список слов-стимулов РАС, например, из имен собст венных включены: Австралия, Айболит, Азия, Алладин, Алек сандр, Алиса, Америка, Амур, Андрей, Аника, Ариадна, Арктика, Африка, Байкал, Байконур, Нарви, Бастилия, Беларусь, Беляев, Бе сы, Библия, Бим, Бисмарк, Бог, Богородица, Борис, Брежнев, Бура- тино, Маня, Вася, Ватсон, Неликая отечественная война, Вели кий Новгород, Венера, ВЛКСМ, Война и мир, Вторая мировая война, Гагарин, Гена, Германия, Гете, Гончаров, Горбачев, Гре ция, Гулаг, 1 ’ЭС, Джомояунга, Динамо, Днепр, Дон Жуан, Дон Ки хот, Достоевский, Дуся, Евразия, Европа, Ельцин, Знаменский, Иван, Иванов, Изергиль, Иисус, Италия, Калашников, Карама зовы, Карлсон, Каспаров, КГБ, Кобзон, КПСС, Красин, Крылов, Лебединое озеро, Лена, Ленин, Ленинград, Леонтьев, Лермонтов, Ломоносов, Магомет, Мазай, Максим, Максимыч, Мальвина, Марго, Мария, Маркс, Марс, Маша, МГУ, Медведев, Мертвые ду ши, Миша, Мономах, Москва, Моська, Наполеон, Незнайка, НИИ, Никулин, НЛО, Новгород, Новый год, Нью-Йорк, Ныотон, Октябрьская революция, Омск, Отцы и дети, папа Карло, Петр, Петр I, Плюшкин, ПТУ, Пушкин, Разии, Рим, Россия, Русь, Руби кон, Санкт-Петербург, Сибирь, СНГ, Советский Союз, Сократ, СПИД, СССР, Сталин, США, Стеш, Толстой, Фаустус, Федя, Хоттабыч, Христос , Чайковский, Чернобыль, Чернышевский, Чехов, ЧП, Шиллер, Штирлиц, Щелкунчик, Эверест, ЭВМ, Эйн штейн, Юпитер, Юрий, Ява, Япония Примерно половину из них (выделенные слова) можно отнести к культурно-коннотированной лексике, а значит, включить в объем р е а л ь н ы х ф о н о в ы х с т р а н о в е д ч е с к и х з н а н и й . Вопрос, что з н а е т и что д о л ж е н знать средний носитель языка, особенно активно ставится при обсуждении отбора корпуса прецедентных текстов: должны ли это быть хрестоматийные тек сты или тексты распространенные, но не включенные в программу общеобразовательной школы В связи с этим справедливо заме чание о том, что не вполне ясно, какие тексты «хорошо известны 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz