Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.

зяйстве феодала. В Западной Европе барщина распространилась с 8-9 вв., с 12-13 вв. начала вытесняться оброками и к 14-15 вв. couvia на нет. В странах Востока не получила широкого распрост­ ранения. На Руси появилась во времена Киевского государства. Широко распространилась в Европейской России во 2-ой пол. 16— 1-й пол. 19 вв. После отмены крепостного права в 1861 сохра­ нилась для временнообязанных крестьян как издольщина. Отме­ нена в 1882. СУС, несмотря на свое назначение, заявленное в предисловии: «Целью данного словаря является объяснение устаревших слов и выражений и подготовка учащихся к правильному пониманию ху­ дожественных текстов», не выполняет этой задачи, представляя слово барщина как трудовую повинность крестьян помещику, обя­ зательные работы. При таком объяснении, равно как и при объяснении БЭС, неясен подтекст широко цитируемой строфы А. С. Пушкина (в том числе и в СУС): В своей глуши мудрец пустынный. Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил. Ираб судьбу благословил. Ср. толкование слова оброк в том же СУС: денежный или натуральный сбор, взимавшийся помещиком с крепостного крес­ тьянина (кстати, пример тот же, что и для слова барщина). Для «правильного понимания художественных текстов» будет полезно представлять объем сведений, который можно найти в ФЭРБ: Отбывая барщину, крестьянин собственными орудиями обрабатывал помещичью землю, разумеется, бесплатно; по закону — три дня в неделю, хотя иные помещики продлевали барщину до шести дней. Находясь на оброке, крестьянин занимался различными промыс­ лами, торговлей, ремеслом, извозом или нанимался на мануфак- туру; часть заработка — оброк — он вытачивал помещику. Барщина была более выгодна помещикам, владевшим плодород­ ными землями, оброк предпочитался на малоплодородных, т. е. в нечерноземных губерниях <...> Вообще оброк, позволяющий свободно распоряжаться своим временем, был для крестьянина легче, нежели изнурительная бар­ щина (ФЭРБ, 149). 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz