Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.

1.1.5. Содержание и объем фоновых страноведческих знаний среднего носителя языка Фоновые страноведческие знания носителя языка отражают вос­ приятие мира «через призму культурного его осознания» (Фразео­ логия в контексте культуры ]999: 8), т. е. отражают культуру носи­ телей этого языка. Понятие «культура» относится к разряду фундаментальных, ис­ ключительно важных, но терминологически неопределенных, ши­ роких, многозначных, т. е. таких, в которых каждый вкладывает свой смысл (Елизарова 2000: 9-36; Телия 1994: 14). Ср.: Что такое «культура»? Существовало ли нечто как «советская культура»? Что осталось от нее после крушения коммунизма в России? Существует у антропологов несколько разных определений понятия «культура». Культура — это сочетание моделей поведе­ ния, приобретенных и унаследованных, которые определяют груп­ пу людей, отличают их от других групп или наций и олицетво­ ряются в специфических артефактах. Спорят о навязанном, при­ нудительном характере любой культуры и о ее символической при­ роде. Была советская культура. Это была не только идеологи­ ческая, навязанная модель, но и ансамбль символов, сумма фактов и артефактов. Даже диссиденты в некоторой степени жили той советской культурой: не «Кратким курсом», а бытовой культу­ рой, не книгой «Как закалялась сталь», а мифом и анекдотами о Чапаеве, не Седьмой симфонией Шостаковича, а советской опе­ реткой, романсом, «Двенадцатью стульями» и «Золотым телен­ ком» Ильфа и Петрова (Нива, 201). Культурологи разделяют понятие «культура» (как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и спо­ собностей человека) и понятие «национальная культура» (как сово­ купность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства) (см., напр. (Кравченко 2001: 270, 394)), утверждая, однако, что «ничейной» культуры или «культуры вообще» в принципе быть не может (Культурология 1997:205). 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz