Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.

информацией, хотя они и предполагают степень личного участия в событии, знакомства с реалией и т. д. (ср. разграничение концепта «демонстрация» и стереотипа «демонстрация» в (Дмитриева 1996: 14)). Ср. пример: Поэтому, помню, так смутила меня случайно попавшаяся по­ весть Куприна «Юнкера». Беря книгу, я думал, что она о граждан­ ской войне, о борьбе с юнкерами. В самом слове юнкера слыша­ лось мне что-то металлически-безжалостное. И вдруг вижу, что юнкера — это обыкновенные озорные мальчишки, как мы. Как же так? Ведь это они — или такие, как они, — в Петербурге защи­ щали преступное Временное правительство, а в Москве зверски убивали в уличных боях красных рабочих бойцов? И трагедия наро­ да, ввергнутого в пучину страшной братоубийственной войны, впервые чуть-чуть приоткрылась мне (Санников, 93). Толковые и переводные словари представляют значение слова как «унтер-офицер из дворян» (Даль); «2) в Царской России — вос­ питанник военного или юнкерского училища; 3) нижний чин (ря­ довой или унтер-офицер) из дворян» (ТСУ); « 1 .5 российской армии до половины 60-х г. г. 19 в.: вольноопределяющийся унтер-офицер из дворян, который мог, прослужив определенный срок и выдержав экзамен, стать офицером. 3. В России до 1917 г.: воспитанник военного училища в этом звании, чине» (БТС, МАС, во втором зна­ чении также СУС); «2. ~ kadett (i Russlandfe r Oktoberrevolusjonen)» (PHC-2); «2. ~ kadett (i Ryssland fore Oktoberrevolutionen)» (РШС- 92); «1. eleve d’une ecole militaire (en Russie tsariste)» (РФС). Сло­ варями подчеркивается историчность реалии (существование зва­ ния юнкера в России до 1917 г.), в том числе пометами ист., воен. дореволюц., воен. истор., но отношение к реалии, стереотип ее вос­ приятия не представлен нигде. На примере классической русской литературы XIX в. (Jl. Н. Толстой «Война и мир» и «Казаки», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А. И. Куприн «Юнке­ ра» и др.) создается стереотип восприятия юнкеров как защитников Отечества, выполняющих свой святой долг, т. е. то, что связы­ вается с дворянским званием, хотя впоследствии юнкерами могли быть не только дворяне: Речи других министров вызывали уже пря­ мое раздражение; юнкера прерывали их, кричали и даже будто бы свистали. Белая кость объясняла поведение большинства юнкеров 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz