Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.

комически невыгодным, а также носило формальный характер (т- 2 ) . Главным же отличием шефской и благотворительной помощи в сознании рядового носителя языка является историческая марки­ рованность реалии: шефская помощь — это атрибут советского времени, благотворительная — дореволюционного или послепере- строечного. Историческая изменчивость фоновых страноведческих знаний, таким образом, создает трудности восприятия слова для носителей и не-носи гелей языка. 1.1.4. Стереотипы восприятия как основа фоновых страноведческих знаний Изменчивость фоновых страноведческих знаний предполагает также их способность отображать смену общественных ориенти­ ров. и зм е н ен и е о т н о ш е н и я к р е а л и и или с т е р е о т и ­ па се в о с п р и я т и я . Стереотипы восприятия «аккумулируют предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту» (Философский энцик­ лопедический словарь 1989: 627). Такие установки восприятия реа­ лии могут иметь вид воспроизводимых и переживаемых стерео­ типов. В о с п р о и з в о д и м ы с стереотипы, т. е. сводимые к а т ­ р и б у т а м , признакам реалии, могут включать и опенку. П е р е ­ ж и в а е м ы е стереотипы — это, прежде всего, о т н о ш е н и е к той реалии, которая стоит за словом. Они представляют собой эмо­ ции, которые испытывают носители языка в связи с данной реа­ лией, ассоциации, которые она вызывает. Переживаемые стереоти­ пы, которые следует включать в объем фоновых знаний, — это не то, что думают, а то, что чувствуют по поводу той или иной реалии (ср. результаты исследований ассоциаций на слова набора «Мораль» в (Фрумкина 2001: 202)). Так как объектом странове­ дения являются ассоциации не индивидуальные, а массовые, коди­ фицированные в качестве языковой нормы (Томахин 1988: 83), то переживаемые социальные стереотипы можно считать объективной 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz