Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.

рее ощущается в словах тройка и лучина (ибо они уже полностью и исключительно в “историческом существовании”, из которого в нашу цивилизацию извлекаются лишь на театральную представ­ лениях “русской зимы” или в музеях), чем даже в словах авоська и кооператив » (Верещагин, Костомаров 1971: 51). См. пример: Ближе всех в Японии я сошелся с переводчиком Сагияки-сан, ко­ торый просил называть его Сема. Широко понимая славистику, он говорил на всех языках — польском, армянском, английском. С японским было сложнее. Это выяснилось, когда он пригласил ме­ ня в свой любимый ресторан «Волга», где мы ножом и вилкой ели борщ и искали общий язык. — Вы не знаете, — льстиво завязывал я беседу, — как пройти на Фудзияму? — Понятия не имею. — А сумо? Вы любите сумо, как я? — Ненавижу. — Может быть, театр? Что вам дороже — Но или Кабуки? — Ансамбль Моисеева. — Тогда — природа: сакура, бонзай, икебана? Сагияки-сан выпил сакэ, закусил гречкой и ласково спросил: —Часто водите хоровод? Давно перечитывали «Задонщи- ну»? Играете в городки? Сын ваш — Еруслан? Жена — Праско­ вья? Сами вы — пскопской? — Рязанский, — сказал я приосанясь, но больше добавить было нечего, и мы перешли на водку (Генис, 116). «Степень» национальной специфичности текста А. Гениса опре­ деляется насыщенностью устаревшими словами —- реалиями рус­ ской культуры, в том числе и именами собственными (. хоровод, «Задонщина», городки, Еруслан, Прасковья), хотя не исключен и намек на прецедентный текст Н. В. Гоголя во фразе Вы любите су­ мо, как я? Устаревшие слова в тексте являются символами не толь­ ко этноса, но и определенной эпохи. И чем ближе эта эпоха к сов­ ременному носителю языка, тем более интернациональной ка­ жется реалия. Ср. пример: Фарцовщики — антикварное советское слово. Слова живут дольше вещей и человеческих отношений, дольше памяти о мерт­ вых людях, но тоже умирают. Должно быть, под старость я не Обязательный 17 \ « Г « А т областной экземпляр ‘М ' Ь - М ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz