Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.
1.1.2. Классификация фоновых знаний Знание культурной информации необходимо для взаимопони мания. Но «где же переводчик получит все эти сведения о нацио нальных значениях слов? Пока что единственным путем приоб ретения переводчиком всех этих необходимых для успешной рабо ты знаний является чтение литературы на языке, с которого он переводит. Уместно поставить вопрос о систематизации этих, как сейчас принято говорить в лингвистике, “фоновых знаний” и о спо собах и степени отражения их в двуязычной лексикографии» (Бер ков 1971: 356). Классификация фоновых знаний может быть построена на раз ных основаниях. По с о с т а в у у ч а с т н и к о в коммуникативного акта выде ляют с о ц и а л ь н ы е (известные всем участникам речевого акта, например радиослушателям, читателям в массовой коммуникации, еще до начала сообщения), и н д и в и д у а л ь н ы е (известные толь ко двум участникам диалога до начала их сообщения) и к о л л е к т и в н ы е (известные членам некоторой социальной, профес сиональной и др. совокупности людей до получения этого сообще ния) (Шабес 1989: 8), или с о ц и а л ь н о - г р у п п о в ы е (свойст венные некоторой социальной общности людей: врачей, педагогов, плотников, жильцов одного дома) (Верещагин, Костомаров 1973: 126). Ср. пример: Его (Твардовского. — О. И.) уроки (моей само уверенности) оказались тонкими, особенно по деревенскому мате риалу: нельзя говорить «деревенские плотники», потому что в де ревне — каждый плотник; не может быть «тесовой драни»; если поросенок жирный, то он не жадный; проходка в лес по ягоды, по грибы — не труд, а забава (впрочем, тут он уступил, что в совре менной деревне это уже — труд, ибо больше кормит, чем работа на колхозном поле); еще — что у станции не может расти осинка, потому что там все саженое, а ее никто никогда не посадит; что «парнишка» старше «мальчишки» (Солженицын, Б. Т. Д., 33). Со с т о р о н ы с о д е р ж а н и я фоновые знания разделяют на ж и т е й с к и е , д о н а у ч н ы е , н а у ч н ы е , л и т е р а т у р н о х у д о ж е с т в е н н ы е (Валгина 2003: 16). Донаучные знания предполагают наличие каждодневного житейского опыта, «здра 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz