Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.

говорит: Франция! Англия!., он непременно представляет себе за этим словом нечто реальное, осязаемое...понятное ему...А я го­ ворю — Россия и — чувствую, что для меня это — звук пустой. И у меня нет возможности вложить в это слово какое-либо ясное содержание (Горький, 25). Слово как хранилище материальной и духовной культуры наро­ да заключает в себе такие глубины национального восприятия действительности, которые в современной лингвистике связывают­ ся с понятием я з ы к о в а я н а и в н а я к а р т и н а мир а (см., напр., работы (Щерба 1974; Колшанский 1990; Яковлева 1994; Ап­ ресян 19956; Касевич 1996; Урысон 1998; 2003; Корнилов 1999; Маслова 2001; Максимчук 2003 и др.)). Известно, что наивные представления о мире отличаются от научных. J1. В. Щерба назы­ вал наивные представления обывательскими: «Прямая [линия] оп­ ределяется в геометрии как ‘кратчайшее расстояние между двумя точками’. Но в литературном языке это, очевидно, не так. Я думаю, что прямой мы называем в быту линию, которая не уклоняется ни вправо, ни влево (а также ни вверх, ни вниз)» (Щерба 1974: 280). Наивные знания носителя языка (что я знаю об объекте дейст­ вительности) являются основой концепта в понимании Ю. С. Сте­ панова. По его мнению, концепт — это тот «пучок» представления, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово. Причем он имеет три компонента: во-первых, основной, ак­ туальный, «активный» признак, в котором концепт существует для всех пользующихся языком как средство их взаимопонимания и об­ щения («23 февраля» и «8 марта» — праздничные, нерабочие дни); во-вторых, дополнительные, неактуальные, «пассивные» признаки, в которых концепт существует лишь для некоторых социальных групп («23 февраля» — для военнослужащих, особенно старшего поколения; «8 марта» — для деятельниц феминистского движения); в-третьих, внутренняя форма, или этимологический признак, кото­ рый открывается лишь исследователям (знание исторических фак­ тов о причинах празднования 23 февраля и 8 марта) (Степанов 2001: 43-48). Н. Д. Арутюнова связывает концептуальный анализ с определением статуса мировоззренческих понятий в обыденном сознании людей (Арутюнова 1999: 325). Таким образом, концепт как весь комплекс знаний об обозначаемом моделирует действи­ II

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz