Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.

мами, свой Восток-дело-тонкое и своя Европа, конечно. Подразу­ мевалось, что все это несколько второсортное, относящееся к настоящему миру, как «Байкал» к «Коле» (Шубинский. 117). Представление признака/признаков реалии в констатирующем тексте часто осуществляется как результат с у ж е н и я и р а с ш и ­ р е н и я лексического значения, в том числе его культурного ком­ понента. Ср. примеры: Через год он вернулся в Гродно, где стал звездой политпросвета, сочно рассказывая о происках американских сио­ нистов (Генис, 109). Сужение объема значения в данном примере проявляется в том, что в тексте актуализируется содержание дея­ тельности органов политического просвещения (см.: политпрос­ вет — в СССР в 20-30-е гг.: название учреждений, органов, зани­ мавшихся политическим просвещением (БТС, ~ ТСУ)), которое не представлено в словарном толковании — орган, представляющий политическую информацию с официальной в советские времена точки зрения. Таким образом, роль текста в актуализации элементов культур­ ной информации представляется нам следующим образом: текст вербализирует элементы культурного компонента значения слова и может служить критерием их страноведческой ценности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz