Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.
ной квартиры, «омерзительная, загаженная, провонявшаяся при мусами помойка» (Солженицын, Ф. С., 170); Гибель дома Шереме тевых — еще один пример того, что коммунальная квартира — устройство взрывное. Коммуналка — это принудительная скучен ность (притом чаще всего не желавших бы иметь ничего общего друг с другом) людей по причинам бедности, бесправия, естествен ного размножения, злого умысла, корысти чьей-то власти или того и другого вместе взятых. От «вороньей слободки» — литера турного образа, принадлежащего перу Ильфа и Петрова, до самой гигантской в истории коммунальной квартиры — Советского Союза, — все говорит нам об общих законах их конца (Глинка, 178). Поиск страноведчески ценных признаков стимулируется в тек сте и грамматическими средствами. Ср. пример: И пока до дому вез, все рыдала и оглядывалась. А чего рыдать? Если нас хотят в скотов превратить — надо сопротивляться, а не триллерами торговать. И кого в своей стране бояться? Придурков, которых всех в один день в асфальт закатать можно, если всем миром на валиться... А мы все тридцать седьмому году удивляемся — как это люди могли допустить такое, почему не сопротивля лись... (Каралис, 28). Понимание текста подразумевает знание того, что случилось в тридцать седьмом году. Указание на такое знание в тексте осуществляется за счет введения местоимения в его отсы лочной функции — «как это люди могли допустить такое». Таким образом, стимулирующий текст актуализирует страно ведчески ценные признаки реалии, позволяя выделить те компо ненты значения культурно-коннотированного слова, которые пред ставляются важными для понимания текста не-носителем языка. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz