Иванищева, О. Н. Текст. Культура. Понимание : функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 145, [1] с.

литературе не только у И. Ильфа и И. Петрова (например, «Соборя­ не» Н. С. Лескова или «Старгород» П. Алешковского). Информация о самом городе, представленная в романе, сос тавляе т основу необя­ зательного признака, так как является вторичной ассоциацией (ср.: Старгород — Новгород (РАС-4)). См. пример: А уж парик­ махерских здесь больше, чем в Старгороде (Шубинский, 123). Выбор признака реалии « много парикмахерских » обусловлен его яркостью. Он запоминается потому, что роман начинается с такого описания: «Z? уездном городе N было так много парикмахерских заведении и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть » (Ильф, Петров, Д. с., 6). Типичный признак реалии, стимулируемый в тексте, может представлять «периферийные» фоновые знания. Ср. пример: Овечин потерял где-то комсомольский билет и дубликат полу­ чил только после строгого, наистрожайшего выговора с занесени­ ем в учетную карточку. Запись была сделана черной несмываемой тушью позора... Под угрозой в один миг оказалось все — публика­ ции в архипрестижном академическом журнале в соавторстве (и страшно сказать, с кем в со-ав-тор-стве), и целевая, уже приуго­ товленная многими усилиями аспирантура, и перспективнейшие полставки ассистента, и волшебная поездка, первая зарубежная, с миллионом проверок и тысячью характеристик, на конференцию молодых ученых в Пловдив... (Кононов, 82-83). Обязательным приз­ наком реалии комсомольский билет является признак « подтверж­ дающий членство в комсомоле (в СССР: Коммунистический союз молодежи (общественно-политическая молодежная организация) (БТС))». Ср. пример: Моя любимая роль — в фильме «На кого Бог пошлет», где я снялся с блистательной Ларисой Удовиченко. Вот ты говоришь «Место встречи...» — культовый фильм...Я просто ненавижу эту картину. Вообще я мечтал о роли Шарапова. Но Станислав Говорухин сказал: «Мне нужен на эту роль комсо­ молец». Я показываю комсомольский билет. «Да нет, — говорит он, — человек с комсомольской, идейной внешностью». Так я стаи Кирпичом («Факты и комментарии». 2001.18 авгус та ). Но в сочетание комсомольский билет, так же, как партийный билет, в советское время вкладывалось более глубокое содержа- 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz