Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.

Изучение текстовых фрагментов художественной литературы привело к обращению при анализе к функционально-композиционным типам речи (С.Г. Ильенко). В основе выделения положен критерий художественного времени - различные отношения между временем (его протяженностью) и количеством языковых средств, используемых для изображения фрагмента действительности (о чем-то можно сказать общо, а о чем-то очень подробно). Исходя из этого можно выделить такие композиционно-смысловые типы речи, как демонстрационный, информационный и сентенционный. Демонстрационный тип связан с показом действительности, с пошаговым ее изображением, при котором события, развивающиеся в незначительный временной период, представлены весьма детализированно. Информационный тип связан с рассказом о действительности (чаще достаточно кратким). Изложение, посвященное событиям нескольких десятилетий, может уместиться в 2-3 высказываниях. Сентенционный тип представляет собой сентенцию по поводу действительности, обобщение, основанное на типичных фактах и типичных проявлениях в поведении людей. Это своеобразные авторские отступления, весьма часто представленные одним предложением [Ильенко 1985]. Изучение текстовых фрагментов художественной литературы возможно с использованием понятия «точка зрения», введенного М. Бахтиным и развитого Б. А. Успенским в книге «Поэтика композиции». Предполагается, что структуру художественного текста можно описать, если исследовать различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведется повествование (описание) и исследовать отношение между ними (определить их совместимость или несовместимость, возможные переходы от одной точки зрения к другой) [Успенский 1970]. Что касается газетного аналитического текста, то традиционно выделяемые формы не охватывают весь объем этого текста. Поэтому В.И. Коньков предлагает исследование традиционных композиционных речевых форм как речевых действий. Речевое действие должно обладать более или менее устойчивой формой его языкового выражения. Только в этом случае ему можно обучить пишущего. В основу квалификации речевого действия должно быть положены цель, установка авторского намерения и специфика семантики языковых объектов. При типологии речевых форм уже невозможно не учитывать различия между такими сущностями, как предмет, событие, факт, теория. В.И. Коньков выделяет следующие речевые действия: речевые действия, формирующие образ мира; речевые действия, представляющие сферу знаний; речевые действия, выражающие отношение и оценки субъекта; речевые действия с неспецифической семантикой. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz