Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.

которых определяется сменой точек зрения в произведении (Б.А. Успенский); речевые действия (В.И. Коньков). О.А. Нечаева выделяет функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) на основе мыслительных процессов. О.А. Нечаева выделяет следующие признаки описания: во- первых, строится на основе синхронного мыслительного процесса (одновременные признаки); во-вторых, в объекте речи преобладает предметное значение (не действие); в-третьих, описание - констатирующая речь, ей свойственно значение реальности явлений; в-четвертых, авторская оценка предмета в объекте речи возможна на основе выделения прежде всего признаков в предмете. В качестве признаков повествования О.А. Нечаевой выделяются следующие: повествование строится на основе диахронного логического процесса (разновременность); предмет наблюдения и сообщения в повествовании - это изменяющиеся, развивающиеся действия; повествование динамично. Признаками рассуждения, по О.А. Нечаевой, являются те факты, что рассуждение строится на основе причинно-следственного, выводного мыслительного процесса, а говорящий дает характеристику явлению, опираясь на причинно-следственные отношения. Композиционно-речевые формы (КРФ) выделяет М.П. Брандес в книге «Стилистика текста. Теоретический курс», которая понимает под композиционно-речевыми формами типовые структуры, схемы повторяющихся формальных черт и выделяет «сообщение», «описание» и «рассуждение». Суть сообщения, по М.П. Брандес, состоит в изображении последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Последовательность событий заключается в том, что одно событие примыкает к другому, одно событие совершается вслед за другим, образуя определенные ряды событий. Рассмотренные композиционно-речевые формы являются исходными, базовыми. Но коммуникативно-речевая деятельность строится не только по законам коммуникации, но и по законам воздействия. Композиционно-речевые формы обычно предполагают соответствующую организацию и определенную замкнутость, но есть речевые построения, в которых отсутствует организация: ее формы как бы разомкнуты, чаще это только намек на форму. Такая «бесформенная» речь характеризуется бессвязностью, сбивчивостью, незаконченностью мысли. Это типично для устной речи, для речи героев в художественном произведении. Выделенные три типа композиционно-речевых форм являются отражением таких форм существования материи, как пространство, время, причина, эти формы связаны между собой. В композиции произведения представлены, как правило, не одна или две КРФ, а огромное множество форм (типовых, производных, свободных, смешанных) в самых разнообразных сочетаниях и связях [Брандес 2004: 74-78]. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz