Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.

способствовать осознанию того, как лучше использовать возможности, предоставляемые языком. Она рассматривает языковые явления со стороны их значения и экспрессии, оценивая, насколько они пригодны для того, чтобы точнее, яснее и ярче выразить известную мысль [Гвоздев 2005: 11]. Стиль — это свойство речевой деятельности, которое состоит в том, что говорящий или пишущий осознанно и целенаправленно осуществляет отбор, сочетание и употребление языковых средств на основе имеющейся у него стилеобразующей концепции. Концепция стиля — совокупность представлений о том, какими качествами должна обладать порождаемая речь [Русская речь в средствах массовой информации 2007: 12-13]. В.Г. Костомаров называет стилистикой науку о явлениях, связанных с употреблением языка в зависимости от природы обслуживаемого им фрагмента действительности. При определении этого понятия необходимо, по мнению ученого, учитывать среду, то есть характер и статус, способ и вид контакта общающихся людей, и сферу, то есть тематику обсуждаемой информации [Костомаров 2005: 12]. В последнее время говорят о сдвиге научной парадигмы от функциональной стилистики, в основу которой положена реализация определенной функции языка в определенной сфере общения, к стилистике коммуникативной, где в основе лежит деятельностный подход к языку и антропоцентризм. При функциональном подходе к употреблению языка, положенном в основу функциональной стилистики, базовыми научными понятиями становятся стиль и его подстели, стилеобразующие черты, функционально-стилистические характеристики конкретных текстов, жанры. Термин коммуникативная стилистика текста ранее использовался только применительно к языку художественной литературы. Но с позиций деятельностного подхода к языку можно и нужно изучать не только тексты художественной литературы, но и тексты, принадлежащие любому другому дискурсу, например публицистическому или научному. Если в художественных текстах центральной проблемой для изучения их с точки зрения коммуникативной стилистики является идиостиль, то в публицистических — проблема убеждения и способы ее разрешения, для научных текстов — проблема доказательства и т.д. Коммуникативная стилистика наработала свой научный инструментарий и понятийный аппарат, базовыми составляющими которого являются коммуникативный блок «адресант/адресат», интенция, коммуникативные стратегии и тактики, декодирование, прагматическая пресуппозиция, текст как речевое произведение, коммуникативная ситуация, дискурс [Клушина 2008: 33-35]. Стилистическая окрашенность - основа стилистики. Существуют следующие типы стилистической окрашенности: книжная (человек, пишущий письмо), разговорная (человек, что пишет письмо) и нулевая (человек, который пишет письмо) (примеры А.К. Панфилова). Языковые 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz