Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.
определяется как эпический, драматический или лирический. При эпическом и драматическом отношении автора-повествователя к предмету изображения внимание сосредоточено на самой жизни в ее связях и противоречиях [Брандес 2004: 245-246]. 4. Соотношение автор - читатель в публицистическом тексте Образ автора является важнейшей стилеобразующей категорией публицистического стиля. Публицистический стиль отличается от других функционально-стилевых разновидностей языка особым типом авторства. Образ автора публицистического текста изоморфен самому автору- журналисту, создателю текста. Но в то же время уникальность авторства в публицистике определяется тем, что за конкретным автором-журналистом необходимо видеть человека публичного, являющегося выразителем идей определенного социума [Клушина 2008: 40]. Для сферы массовой коммуникации (текстов СМИ) особенно актуально соотношение «автор (журналист) - адресат (читатель СМИ)», тем более что это соотношение зачастую имеет вид «коллективный автор - массовый читатель». Последние годы примечательны тенденцией к эссеизации журналистики. Эссе - тексты, насыщенные размышлениями автора [Магай, Лукина 2007: 140, 142]. По мнению Л.Г. Кайды, в современной газетной публицистике, где эссе - признанный лидер, за четверть века произошла полная перестройка: стилистическим камертоном стало авторское «я», вытеснившее коллективное «мы». В стилистическом плане это означает переход от социально-оценочной позиции автора к эссеистической [Кайда 2009: 409]. Об усилении доли субъективности в публицистическом дискурсе говорит и тот факт, что функция воздействия в СМИ начинает вытеснять все остальные языковые функции. Манипулирование аудиторией приобретает все более изощренный характер. Ведущим языковым механизмом при этом является внедрение оценочной информации в фактологическую. В этой ситуации автор публицистического текста сегодня — это не проводник информации, а ее творец, читатель же — не получатель информации, а объект манипуляции [Клушина 2008: 49, 51]. Формирование тенденции к преобладанию в ней человека частного характеризует, по мнению Г.Я. Солганика, современный период развития языка СМИ. При этом изменяется и структура категории автора в публицистических текстах. Для обобщенной характеристики современного типа автора очень важно его отношение к читателю. Степень близости с читателем — существенное качество автора-публициста. Читателю важно знать, что автор — один из многих, такой же, как он [Солганик 2007: 25- 26]. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz