Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.
оценочные слова воздействуют мощно своим убийственным сарказмом и язвительной иронией [Там же: 103] 3. «Образ автора» как конструктивный признак текста Всякое высказывание имеет своего автора. Речь всегда привязана к субъекту речи, говорящему и пишущему. Текст представляет собой субъективное отражение объективного мира. В нем вербализуются авторское мировидение, мировосприятие и мирооценка [Щирова, Тураева 2005:47] Понятие «образ автора» — конструктивный признак текста. Категория (тип) автора оказывает определяющее влияние на все главные составляющие публицистики: систему жанров, стиль, строй речи, язык [Солганик 2007: 27]. Понятие «образ автора» давно известно филологической науке. Еще в 30-е гг. XX в. особенно много внимания уделил этому понятию В.В. Виноградов. Следует различать понятия «производитель речи», «субъект повествования», «образ автора». Каждый текст создается конкретной личностью — производителем речи. Однако реальный автор (производитель речи), приступая к написанию, имеет определенную цель. С этого момента начинается творчество. Автор ищет форму представления материала. Как писать? Выявляя свое личностное начало или скрывая его, отстраняясь от написанного. Передовицу - от имени редакции, научный труд - прячась за скромное «мы». Иногда, наоборот, выпячивая «я». Но в любом случае создатель отстранен от текста в смысле формы представления. Так через форму представления создается субъект повествования (непосредственное «я», коллективный автор, отстраненный и т.д.). Субъект повествования может также иметь разные формы речевого представления: от 1 лица - «я» автора или «я» персонажа; от лица вымышленного; отстраненно; безличностно и др.). Это и есть «образ автора» [Валгина 2003: 98]. С внешней стороны «образ автора» выступает как «повествователь». Существует три основных типа повествователя в прозаическом произведении: а) форма «он» (объективно ведет повествование, ничем не выдавать своего присутствия, скрывается за героями - немые сцены, например); б) форма «я» или действующее лицо произведения (в автобиографиях, например); в) лицо, обозначенное именем '«рассказчик» (Белкин у Пушкина в «Повестях Белкина»). Если внешний аспект «образа автора» передает фактуальное содержание, то внутренний представляет смысловое содержание. В зависимости от композиционного статуса повествователя (он, я, мы, персонифицированный повествователь и др.) совокупный жанровый смысл 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz