Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.
существующие в языковой системе средства субъективации изложения. Бывают тексты СМИ с выраженным и невыраженным авторским началом. Степень выраженности авторского начала в тексте СМИ существенно варьируется от текста к тексту, но не связана напрямую с преобладанием информационной или воздействующей функции в тексте. В ряде общественно-политических и экономических изданий выраженное авторское начало замечено только в авторских колонках, в других информационных материалах авторское начало может быть представлено только экспрессивным заголовком нейтрального в стилистическом отношении текста Следует различать понятия «авторское начало» и «индивидуальный стиль». В том случае, если отобранные автором средства выражения авторского «я» складываются в систему, представляющую узнаваемую и воспроизводящуюся стилевую концепцию, можно в определенном смысле говорить о наличии индивидуального стиля [Русская речь в средствах массовой информации 2007: 83-90]. 2. Способы выражения авторского начала Для того чтобы в тексте проявилось авторское начало, достаточно использовать ряд приемов экспрессии, контактоустанавливающих средств, оценочную лексику и т.п. Средствами и приемами, которые помогают установить контакт со слушающим, стимулируют его внимание, призывают последовать за мыслью говорящего, являются следующие: обращения ( дорогие друзья, уважаемые соотечественники)-, императивные глагольные формы, призывающие к активному действию ( вспомните, вдумайтесь)', апелляция к знаниям и опыту слушателей и читателей, выраженная формами 2 лика {вы помните, вы обратили внимание на то, что)\ использование 2 лица в обобщенном значении (ты знаешь, что от тебя зависит; когда думаешь о случившемся); апелляция к слушателям, выраженная безличными формами (если подумать, если поставить вопрос иначе) [Светана-Толстая 2007: 228-229]. Оценочность понимается в науке как свойство языковой единицы, связанное с установлением ценностного отношения субъекта речи к объекту. Лексический анализ передач показывает, что не только просторечные слова, но и слова книжные и даже нейтральные приобретают оценочный характер. Прежде всего это достигается удачным подбором оценочных определений: ловкие промышленники, широкий жест, неистовый выжиматель, незаурядная личность, убежденный ретроград, унылые баловни фортуны, высокомерный сноб, разгневанный магнат, сусальный образ, противоречивая фигура. Эмоционально окрашенные, 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz