Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.
на «псевдотворческую эклектику». Это своего рода «постмодернистское мироощущение в языке». Такой принцип называют «принципом попурри». Это не цитата и не пародия, которые предлагают знание источника, серьезное творчество и активное отношение к содержанию мысли. Прецедентное высказывание - несерьезно, это своего рода «случайное отправление естественной потребности памяти, как бы непроизвольное «цитатоиспускание» по поводу увиденного или услышанного. Память, настроенная на восприятие прецедента пассивна, асистемна, расслаблена. Именно такого рода суждения преобладают в рекламе» [Аникина 2006: 23]. 5. Согласны ли Вы с мнением Н.И. Клушиной о том, что «убедить - основная интенция публицистического текста, а высказать свою идеологическую позицию и привлечь на ее сторону как можно большее число читателей - главная цель публицистических материалов», а также с позицией Михальской А.К,, которая утверждает: «Основная функция российских СМИ - функция манипуляция общественным мнением... Дискурс СМИ, выполняя функцию манипуляции как основную, приобретает и структуру манипулирующего дискурса (ср., например, с рекламным дискурсом), с характерной полевой организацией, специфическим скудным «словарем» (лексические риторические примитивы <...>), упрощенным синтаксисом, с отказом от рациональной аргументации» [Клушина 2007: 50-51]. (Для справок: Интенция - направленность сознания, воли, чувства на какой-л. предмет.) 6. Приведите примеры из современной журналистики, подтверждающие слова С.В. Светана-Толсгой: «В языке средств массовой информации действуют две, казалось бы, взаимоисключающие тенденции: во-первых, это стремление слова к терминологичности, вытекающее из необходимости употребления логических форм рассуждения и убеждения, и это сближает его со словоупотреблением, характерным для научного стиля изложения; во-вторых, для средств массовой информации очень существенно публицистическое начало, что обусловлено целями разноаспектного анализа явлений (событий, фактов)действительности, а также установлением разносторонних связей их с другими явлениями (событиями, фактами) действительности, — в таком случае публицистическое слово ведет себя по законам художественной речи, в которой проявляется многообразие ассоциативных связей слова» [Светана-Толстая 2007: 252]. 7. Познакомьтесь с материалами круглого стола «Речь в современном медиаэфире: обретения и потери» [Речь в современном 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz