Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.
известен своеобразный интонационный фразеологизм, принятый при обращении корреспондента к ведущей информационной программы («Катя»), который содержит импликатуру, понимаемую всеми достаточно однозначно как «Я готов вас слушать» [Сомова 2008: 395]. В радио- и телетексте обычно говорят об авторском тексте и речи героев и персонажей. И то, и другое прямая речь, но разница между речью героев и авторской речью прежде всего в стилистике. Речь героев должна быть предельно индивидуализирована, в ней допустимы синтаксические погрешности, а авторская речь отличается хорошим литературным языком, образной речью; здесь неуместны канцеляризмы, сленг, ненормативная лексика [Цвик 2004: 43-44]. 6. Лексические средства публицистического стиля 1. Широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики; 2. Использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной; 3. Использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»; 4. Акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации; 5. Частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках). Языковая игра, которую на материале русского языка изучал В.З. Санников [Санников 2002], на газетной полосе, как правило, строится на комическом эффекте. При столкновении с явлением языковой игры у читателя появляется интерес к публикации. Наблюдения над языком современной газеты показывают, что комическое все больше и больше проникает в публицистику. Иногда даже серьезная информация подается в форме шутки, иронии. 7. Словообразовательные средства публицистического стиля 1. Продуктивность суффиксов иноязычного происхождения: нео-, анти-, а-, про-, контр-, квази-, ультра-, пост- ( неоглобализм, неофашисты, антидемократический, аполитичный, проамериканский, контрмеры, квазипатриот, ультралевые, постиндустриальный, постперестроечный); 2. Широкое использование словообразовательной модели на - изаций: капитализация, советизация, приватизация, радикализация, американизация; 3. Словосложение с основами иноязычного происхождения: наркоторговцы, видеоклип, телеиндустрия, мини-юбка. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz