Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.
(изображение - звук - речь) при передаче информации по телевидению [Светана-Толстая 2007: 20-21, 33-34, 39]. Телевизионная речь отличается тем, что в общем телевизионном контексте может возникнуть новое содержание. Часто в данном изображении происходит переосмысление факта, события. Сравнительный анализ текстов радио, газетных и телевизионных программ показывает, что слово, синхронизованное изображением, становится «экономным» и информативно более емким. В телевизионной передаче значительно возрастает нагрузка на слово, которое должно сообщать информацию, дополняющую изображение. Основной конструктивный принцип при создании телевизионного произведения - несовпадение функций слова и изображения [Там же: 70, 74-75]. Высокая конситуативность телевизионной передачи влияет на строение закадрового текста, предопределяет существенные структурные черты телевизионной речи. В ней используются не только короткие, простые по структуре предложения, но и сегментированные и присоединительные конструкции. Их содержание не раскрывает последовательно мысль, а только фиксирует факты [Там же: 127-128, 135]. Кроме того, для телевизионной речи важны интонационные качества. Если в советское время телевизионную речь отличали выверенные интонации, не допускавшие проявления личностных особенностей журналиста, а дикторы выполняли роль трансляторов информации, то современные ведущие способны говорить свободно. Общая тенденция всех СМИ - приблизить общение с аудиторией к межличностной коммуникации - особенно актуальна именно на телевидении, ведь именно так реализуется главная отличительная особенность телевидения - симультанность, то есть эффект присутствия в момент совершения событий. Даже подготовленный монолог на современном телевидении приобретает большую эффективность, если имитирует процесс мышления «здесь и сейчас». А значит, в интонационном контуре подготовленного монологического сообщения допустимы некоторые признаки спонтанной речи. Поэтому паузы колебания в подготовленных монологах могут использоваться как стилистический прием, который помогает смягчить официальность речи. В информационных программах паузы колебания недопустимы. Подготовленным новостным сообщениям, политическим комментариям, информационным сообщениям о международной и внутренней политике, об экономических и финансовых новостях свойственны дикторские паузы - неинтонационные преднамеренные паузы, появление которых не мотивировано смыслом высказывания. Для речи ведущих теле- и радиоэфира характерны просодические клише — условно строго детерминированное голосовое оформление отдельных фраз и вокализаций в радио- и телеречи. Например, хорошо 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz