Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.

речевого поведения, сложившуюся в сфере разговорной речи. Это идеология речевого поведения повседневной бытовой жизни, где господствует межличностная неофициальная коммуникация. Данную стилевую манеру воплощают в себе различного рода бульварные издания («Экспресс-газета»), издания, рассчитанные на молодежь (журналы «Yes!», «Птюч»), глянцевые журналы (типа «Glamour»). Самое главное в этой концепции — особые отношения с читателем. Читатель и автор «ближе» друг к другу. Ориентация на разговорную речь приводит к тому, что данная разновидность письменной газетно-журнальной речи строится так, чтобы по интонации максимально приблизится к устной разговорной речи. Это ведет к изобилию конструкций нераспространенных и малораспространенных, неполных, односоставных и неосложненных. Общий уровень экспрессивности в текстах данной группы существенно выше [Русская речь в средствах массовой информации 2007: 56-61]. 3. Из истории изучения языка СМИ в русской лингвистической науке Первым в нашей стране начал изучать язык печати доктор филологических наук, профессор Г. О. Винокур, который отмечал в газете в качестве самой существенной коммуникативной черты преимущественную установку на информацию как таковую. Очевидно, такая установка и позволила ему считать язык печати особой разновидностью литературного языка: «Характерная черта языка печати как своеобразной разновидности языка основывается на том, что это прежде всего язык информации». По мнению С.В. Светана-Толстой, выдвигая на первый план информационную функцию, Г.О. Винокур не учитывал воздействующего характера газеты. Первым исследовал «газетный язык» как самостоятельное явление доктор филологических наук, профессор В.Г. Костомаров в 1960 г. Функции сообщения и убеждения, по его мнению, непосредственно связаны с взаимодействием интеллектуальных и эмоциональных средств языка; газетный язык формируется как функционально-стилевое единство. Ученый ставит цель - найти обобщенные качества, создающие однородность языка газетных текстов и находит их в языковом противопоставлении «интеллектуальных и эмоциональных элементов, стандартных и экспрессивных средств выражения», что и составляет главный для газетного языка конструктивный принцип [Светана-Толстая 2007:35-37]. Плодотворно исследовал язык газеты и его специфику доктор филологических наук, профессор Г. Я. Солганик, впервые разработавший стилистику газетных жанров и выделивший разряды газетной лексики 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz