Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.

полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики» [Костомаров 1971]. Стандарт понимается как немаркированные языковые единицы, которые существуют в готовой форме, легко переносятся из текста в текст, воспринимаются однозначно (отличать от штампа : это «стертая», «изношенная» экспрессема, т.е. такое языковое средство, которое первоначально было свежим, оригинальным, служило цели оживить текст, однако постепенно оно изменилось, напр, слово шагать (Я шагаю по Москве, Этажи шагают вверх)). Экспрессия - маркированные элементы высказывания, отмеченные авторским отношением к содержанию высказывания, авторской оценкой. Оппозиция стандарт-экспрессия была характерна для советской прессы с учетом ее ярких идеологических установок. Процессы в современных СМИ показывают динамику в сторону деконструирования самого публицистического стиля: оппозиция снимается, или размывается. Исчезает идеологический компонент, во всяком случае, в той степени, каким он был в советское время. Автор концепции публицистического стиля В.Г. Костомаров в книге «Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс- медиа» [Костомаров 1999] пишет о том, что наиболее общей характеристикой живых процессов, наблюдаемых в русском литературном языке наших дней, является демократизация. Эта демократизация оборачивается «раскрепощенностью», общей сниженностью. Происходит расшатывание стандарта. Язык средств массовой коммуникации начала XXI века уже не подчиняется принципу чередования стандарта и экспрессии, поскольку одни речевые сообщения подчеркнуто стандартны, другие — избыточно экспрессивны [Овчарова 2008: 391]. Авторы коллективной монографии «Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект» отмечают наличие двух разновидностей газетно-журнальной речи, в которых имеется различное соотношение стандарта и экспрессии, элементов кодифицированного литературного языка и разговорной речи. Первая разновидность — это газетно-журнальная речь, ориентированная на идеологию речевого поведения, сложившуюся в сфере кодифицированной книжной письменной литературной речи. На эту систему речевого поведения в наиболее полном виде ориентируются такие издания, как классические массовые общественно-политические газеты и журналы (газеты «Известия», «Коммерсант», «Парламентская газета», журналы «Итоги», «Огонек»), Особенности этой концепции речевого поведения - это официальные отношения с читателем и преобладание идеологических текстов. Данная разновидность газетно-журнальной речи ориентирована, с одной стороны, на информацию, с другой — на воздействие. Вторая разновидность газетно-журнальной речи ориентирована на идеологию 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz