Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.

По мнению некоторых ученых, публицистический стиль в последнее время теряет свою целостность из-за функционально-стилистической разнородности и ярко выраженной социальной ориентированности информационных продуктов. Изменились функции публицистического стиля: усилилась функция развлечения и информирования, в то время как функция воздействия значительно редуцировалась. Есть предложение рассматривать пространство массовой коммуникации как самостоятельную речевую сферу, принципиально открытую для использования языковых средств из других функционально-речевых сфер. Подобная открытость не разрушает ее, а является важным типологическим признаком. Причины такой открытости следующие: с одной стороны, рассматриваемая речевая сфера испытывает сильное воздействие иных функциональных разновидностей литературного языка, с другой — подвергается влиянию внелитературных языковых систем [Овчарова 2008: 390]. Аудиторию СМИ принято называть массовой. Это означает, что, если исключить узкоспециализированные издания, то основная масса печатной продукции должна отличаться такими качествами, чтобы она могла быть доступна практически любому читателю независимо от возраста, профессии, социальной принадлежности, сферы интересов и других подобных параметров. Специфичны условия восприятия текста СМИ и способы построения речи в таких текстах. Например, текст печатного СМИ должен быть рассчитан на однократное чтение. Газетный текст, который не воспринимается с первого раза, вторично, как правило, не перечитывается. Кроме того, СМИ-текст читается в условиях, которые практически всегда неблагоприятны для чтения: общественный транспорт, общественная торговля, массовые мероприятия, время, отведенное для отдыха, и т.д. К особенностям текста СМИ следует отнести следующие: небольшая длина цепочки слов (5-7 слов), неиспользование конструкций с левым распространением (причастный оборот должен стоять не перед определяемым словом, а после него), небольшое количество цифрового материала, а также ограничение использования сокращенный и малопонятных читателю слов [Русская речь в средствах массовой информации 2007: 78-81]. 2. Конструктивный принцип организации средств языка в публицистическом стиле Конструктивным принципом организации средств языка в публицистическом стиле традиционно признается принцип чередования стандартных и экспрессивных сегментов текста. Системное описание этот принцип получил в книге В.Г. Костомарова «Русский язык на газетной 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz