Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.

среди других функциональных стилей, — это социальная оценочность языковых средств [Солганик 1981: 8]. По мнению Н.И. Клушиной, текст любой тематики является публицистическим, если ему присущ политико-идеологический модус формулирования текста. Н.И. Клушина не согласна с тем, что роль средств массовой коммуникации как идеологического инструмента власти осталась в прошлом, а сегодня интерес вызывают проблемы взаимоотношений культуры и масс-медиа. Автор книги «Стилистика публицистического стиля» придерживается мнения о том, что ни одно общество не обходится без обслуживающей его идеологии, поэтому развлекательные материалы, не имеющие характера общественной значимости, в российской науке традиционно исключаются из корпуса публицистических текстов [Клушина 2008: 36-39]. Специфика публицистического стиля определяется, по мнению С.И. Сметаниной, собственно экстралингвистическими и лингвистическими факторами. Экстралингвистические факторы , влияющие на отбор и организацию средств языка в публицистическом стиле, — это прежде всего предназначенность для массовой аудитории, оперативность создания и потребления текста, периодичность, коллективное авторство, использование других, первичных текстов (документов, пресс-релизов, сообщений информационных агентств, данных социологических опросов, интервью и др.). Собственно лингвистические средства сосредоточены на формировании информационной и воздействующей сторон высказывания (информационная и воздействующая функция). Информационная ориентация текстов СМИ связана с документальностью, объективностью, фактуальной насыщенностью изложения, официальностью, логичностью и аргументированностью. Воздействующая направленность проявляется в побудительности, оценочное™, выражении авторского отношения к содержанию высказывания, изобразительности, образности. В разных жанрах соотношение между информационной и воздействующей сторонами медиа-текста разное. Заметка, репортаж, отчет, корреспонденция обеспечивают выполнение преимущественно информационной функции, воздействующие фрагменты лишь сопровождают документальную основу текста. В рецензии, очерке, памфлете основная функция - воздействующая, а информационная лишь проглядывает сквозь изобразительно-выразительные средства. Воздействующая функция реализуется в текстах СМИ, когда они формируют мировоззрение читателей (слушателей, зрителей), апеллируя к их представлениям о жизненных ценностях и об образе жизни, характере поведения. Основными средствами речевого воздействия являются система ключевых слов и оценочных значений [Сметанина 2002: 45-46]. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz